Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Фантастические элементы «Пиковой дамы»

Сочинение на тему «Фантастические элементы «Пиковой дамы»»

По убеждению пушкинистов, именно «Пиковая дама» «подверглась изучению едва ли не более всех прозаических произведений Пушкина». Каковы же результаты этого пристального, многолетнего внимания исследователей к пушкинской повести? Ответ мы находим в статье II. В. Измайлова, напечатанной. Подводя итоги изучения пушкинской повести за период, ученый писал: «Работы А. Л. Слонимского, В. В. Виноградова, II. О. Лернера, Д. П. Якубовича, Г. А. Гуковского и других всесторонне осветили ее проблематику и стилистическую систему, ее литературный «фон» и бытовые связи. Тем не менее в анализе повести есть нерешенные вопросы и важнейший из них — вопрос о наличии и значении в ней фантастического элемента».

Объявление именно фантастики «Пиковой дамы» первоочередным объектом будущего изучения мотивируется тем, что «слишком прямолинейное понимание реализма (или, вернее, реалистичности) пушкинской Повести может привести к неверным заключениям о ее Общем характере и направлении».

Как видим, этот призыв изучать фантастические элементы обусловлен нежеланием пользоваться априорными, прямолинейными толкованиями реализма «Пиковой дамы», стремлением выяснить глубоко индивидуальные черты пушкинской реалистической системы. Индивидуальность эта видится в имманентности фантастических элементов реализму Пушкина. Действительно, фантастика присуща Пушкину-художнику,- первая его поэма «Руслан и Людмила» вся пронизана фантастическими мотивами. Фантастика присутствует и во многих других его произведениях. В то же время известно, что фантастический элемент широко представлен в реалистических произведениях и Гоголя, и Достоевского, и Щедрина. Тревога Н. В. Измайлова о торжестве «прямолинейного понимания реализма» понятна и оправдана. Только вряд ли особенность реализма «Пиковой дамы» сводится к фантастическим элементам.

Следует помнить, что эти авторы работали не на пустом месте. Фантастику «Пиковой дамы» серьезно рассматривали и анализировали их предшественники в 1920-1940-е годы. И, несмотря на это, О. С. Муравьева категорически утверждает, что вопрос о фантастике «Пиковой дамы» «далеко не исчерпан». Положение, как видим, не меняется — в 1966 году Н. В. Измайлов констатировал, что важнейший вопрос о фантастических элементах «Пиковой дамы» не решен, а в 1978 году О. С. Муравьева утверждает, что «вопрос даже не достаточно ясно определен».

Мы узнаем, что Пушкин был знаком с большим числом фантастических повестей, что ему были известны различные приемы и «правила» введения фантастического, что некоторые мотивы «Пиковой дамы» похожи на мотивы других повестей, но в чем-то самостоятельны и не похожи. Основные вопросы изучения фантастики «Пиковой дамы» — зачем Пушкину эта фантастика, какую роль она играет в повести, в чем ее идеологическая и художественная функция? — остаются без ответа. Нам предлагают довольствоваться выводом: Пушкин не только знал фантастические повести и приемы изображения фантастического, но и проявлял при его изображении незаурядное мастерство.

Другое направление занято оправданием Пушкина-реалиста за то, что он в «Пиковой даме» идет по пути романтиков и вслед за ними изображает фантастическое. Иногда в категорической форме отрицают вообще наличие какой-либо фантастики в повести. Логика такого отрицания проста: не должно быть у реалиста фантастики. Так, например, Н. Степанов, рассматривая самый фантастический эпизод в повести — описание видения Германа, решительно заявляет: «таинственное» появление «пиковой дамы» — не фантастика, а результат патологического состояния героя».

Л. С. Сидяков утверждает, что хотя Пушкин и мотивирует таинственное и чудесное, но отказывается до конца все объяснить, держит читателя в неведении, сохраняя загадочность описанных происшествий. «Повествование в „Пиковой даме» построено так, что фантастические события, происходящие в повести, поддаются реальному обоснованию, подсказываемому контекстом, хотя и не прямо, но путем такого сочетания обстоятельств, которое помогает объяснить происходящее, не разрушая, однако, до конца фантастических мотивировок. Видение Германна психологически мотивировано внутренним состоянием героя: предварительно сообщается о «внутреннем волнении», которое испытал он после посещения церкви». «Это волнение заставило Германна изменить своим правилам: Обедая в уединенном трактире, он, против обыкновения своего, пил очень много…»

Так же объясняются и названные призраком три карты. Это фантастика, однако все фантастические мотивы, «приобретая рациональное обоснование, лишаются своей невероятности, но, не будучи объясненными до конца, сохраняют у читателя ощущение таинственности и загадочности, без чего содержание пушкинской повести утратило бы свою специфику».

Вновь мы сталкиваемся — правда, на другой основе (фантастика) — с уже знакомой нам тенденцией объявлять пушкинские произведения загадочными. Через пять лет то, что высказал Л. С. Сидяков осторожно, развернуто в статье О. С. Муравьевой. Начала она с того, чем кончил Л. С. Сидяков,- с, подчеркивания загадочности «Пиковой дамы»: «Непроясненность и двойственность происходящее го поддерживаются в «Пиковой даме» главным образом благодаря подчеркнутой неопределенности позиции автора».