А. А. Фет — певец любви и природы, а его творчество — это золото русской поэзии. Его поэзия самобытна и, по словам А. Григорьева, «переходит в изысканность». Фет пользовался популярностью еще при жизни, его стихи читали и ценили такие мастера слова, как И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов и др. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений Фета. Самые известные его стихи «Я пришел к тебе с приветом», «На заре ты ее не буди…» В то же время действительного представления о масштабах этого поэта многие не имеют. Представление о Фете искажено, начиная даже с внешнего облика. Кто-то злонамеренно постоянно тиражирует те портреты Фета, которые были сделаны в период его предсмертной болезни, где лицо его страшно искажено, распухшие глаза — старик в состоянии агонии. Между тем Фет, как видно из портретов, сделанных в период его расцвета, и человеческого и поэтического, — был одним из самых красивых русских поэтов. С рождением Фета связана драма. Осенью 1820 г. его отец Афанасий Неофитович Шеншин увез из Германии жену чиновника Карла Фета в свое родовое поместье. Через месяц родился ребенок и был записан сыном А.Н. Шеншина. Незаконность этой записи обнаружилась, когда мальчику было 14 пет. Он получил фамилию Фет и в документах стал называться сыном иностранного подданного, А. А. Фет много усилий потратил на то, чтобы вернуть фамилию Шеншина и право потомственного дворянина. До сих пор до конца не разгадана тайна его рождения. Если он сын Фета, то его отец К. Фет был двоюродным дедушкой последней русской императрицы. Фет-поэт и Фет-человек — две разные личности. Фет-человек был лишен, возможно, той чуткости, что присутствует в стихах Фета-поэта. В жизни поэт был хорошим хозяином, он даже написал статьи об экономике. Из разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным заводом. И даже в Москве на Плющихе в его домике были огород и оранжерея, в январе созревали овощи и фрукты, которыми любил угощать гостей поэт. В связи с этим о Фете любят говорить как о человеке прозаическом. Но на самом деле и происхождение его таинственное и романтическое, и его смерть загадочна: эта смерть и была, и не была самоубийством. Фет, мучимый болезнью, наконец, решил покончить с собой. Отослал жену, оставил предсмертную записку, схватил нож. Воспользоваться им помешала секретарь. А поэт умер — умер от потрясения. Биография поэта — это, прежде всего, его стихи. Поэзия Фета многогранна, основной ее жанр — лирическое стихотворение. Из классических жанров встречаются элегии, думы, баллады, послания. Как «оригинальный фетовский жанр» можно рассматривать «мелодии» — стихотворения, которые представляют собой отклик на музыкальные впечатления. Одно из ранних и самых популярных стихотворений Фета «Я пришел к тебе с приветом»: Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой… Стихотворение написано на тему любви. Тема старая, вечная, а от стихотворений Фета веет свежестью и новизной. Они ни на что известное не похожи. Для Фета это вообще характерно и соответствует его сознательным поэтическим установкам. Фет писан: «Поэзия непременно требует новизны, и ничего для нее нет убийственнее повторения, а тем более самого себя… Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства».
Необычно уже само начано стихотворения — необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. В частности, пушкинской нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Между тем начальная фраза фетовского стихотворения совсем не точная и даже не совсем «правильная»: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать…» Позвопип бы себе так сказать Пушкин ини кто-нибудь из поэтов пушкинской поры? В то время в этих строчках видели поэтическую дерзость. Фет отдавал себе отчет в неточности своего поэтического снова, в приближенности его к живой, порой кажущейся не совсем правильной, но от того особенно яркой и выразительной речи. Стихи свои он называл шутливо (но и не без гордости) стихами «в растрепанном роде». Но каков художественный смысл в поэзии «растрепанного рода»? Неточные снова и как бы неряшнивые, «растрепанные» выражения в стихах Фета создают не толь- ко неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт вроде бы слециаль- но и не задумывается над словами, они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми, непреднамеренными словами. Стихотворение отличается удивительной цельностью. Это важное достоинство в поэзии. Фет писал: «Задача лирика не в стройности воспроизведения предметов, а в стройности тона». В этом стихотворении есть и стройность предметов, и стройность тона. Все в стихотворении внутренне связано друг с другом, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании. Еще одно стихотворение из числа ранних — лирическая пьеса «Шепот, робкое дыханье…»: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица… Стихотворение написано в конце 1840-х гг. В нем нет ни одного гпагола, только предметы и явления, которые называются одно за другим: «Шепот — робкое дыханье — трели соловья» и т. д. Но при всем том предметным и вещественным стихотворение не назовешь. Это и есть самое уди- вительное и неожиданное. Предметы у Фета неосязаемы. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе непрямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения находится между словами, за словами. За словами развивается и основная тема стихотворения — любовь. Чувство тончайшее, словами невыразимое, чрезвычайно сильное, так о любви до Фета еще никто не писал. Фету нравилась реальность жизни, и это отражалось в его стихах. Тем не менее, просто реалистом Фета трудно назвать, замечая, как тяготеет он в поэзии к грезам, снам, интуитивным движениям души. Фет писал о красоте, разлитой во всем многообразии действительности. Эстетический реализм в стихах Фета периода 1840- 1850 гг. был действительно направлен на житейское и самое обыкновенное. Лирические переживания поэта напрямую связаны с состояниями природы. В его поэзии смена времен года происходит от весны до весны. Ведь весна — это символ возрождения жизни. И чувства лирического героя движутся от весны к весне, а не от прошлого к будущему. У Фета нет времени как такового, а есть только весна, к ней он стремится. Цикл «Снега» включает в себя много мотивов. В этом цикле поэт говорит о печали, о том, как «светла ночь» и как «мороз сияет». Фета привлекают пустынные снежные равнины: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна… В заключение хотелось бы сказать, что поэзия была для Фета жизнью. Ей он отдавал душу, фантазию, ум, вдохновение, благодаря чему из-Под его пера выходили замечательные по своей красоте стихи.