Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Философская лирика А.С. Пушкина 4

Сочинение на тему «Философская лирика А.С. Пушкина 4»

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
А. С. Пушкин
Поэзия Александра Сергеевича Пушкина — неиссякаемый источник познания и наслаждения. Несмотря на внешнюю легкость и доступность, стихи поэта глубоки по смыслу, актуальны в наше бурное и стремительное время, потому что поднимают вечные вопросы, волнующие человечество на протяжении всего его существования: в чем смысл бытия человека, что такое ‘счастье, что ценнее самой жизни, какое место в ней занимают любовь и дружба?
На любой вопрос можно найти ответ в лирике великого творца. Поэт — всегда философ. Пушкин не является исключением. Его философские стихи облечены в такую прекрасную форму, что невольно забываешь о глубочайшем смысле, вложенном автором; приходится преодолевать себя, заставляя задуматься над содержанием произведения. Таково и романтическое стихотворение «К морю». Уезжая в Михайловс-кое, поэт прощается со «свободной стихией», она сродни художнику-творцу, такая же неукротимая и бесконечная. Глядя на море, поэт вспоминает некогда бушевавшего Наполеона, теперь почившего вдали, мысленно воображает Пушкин и Байрона — ‘певца свободы и печали. Автор размышляет о быстро текущем времени, неотвратимости разлуки с близкими, друзьями, полюбившимися местами. Но человек наделен памятью, в которой он будет хранить лучшие и дорогие воспоминания.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы.
И блеск, и тень, и говор волн.
Как обычно, А. С. Пушкин, начиная от конкретных впечатлений, переходит к глубоким внутренним переживаниям, воспоминаниям и философским рассуждениям о природе и человеке, его месте в этом непростом и величественном мире. Пушкин соединяет землю и небо, прошлое и настоящее, и на этом фоне лирический герой поэта не выглядит мелочным, незначительным, а вполне достоин того окружения, в котором довелось родиться и жить. Таков в полной мере поэт и в стихотворении «Пророк». .
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли.
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Он и страдалец, он и провидец, собственные муки дают ему возможность знать больше других, а следовательно, и нести груз ответственности за окружающих. Внешнее «перерождение», происходящее с поэтом, подразумевает огромную внутреннюю работу, перевоплощение певца в пророка, несущего людям истину. Это стихотворение отражает глубинное состояние автора, возмужавшего, много пережившего и передумавшего после восстания декабристов, их высылки в Сибирь.
Теперь он не просто талантливый поэт, воспевающий радость бытия, а философ, задумавшийся о своем высоком предназначении, великой миссии. Позже, в 1829 году, он напишет стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», где предчувствие смерти почти физически ощутимо, но воспринимается автором с философской неотвратимостью. Почему же столь молодой поэт рассуждает о неминуемой смерти — дань моде, минутной грусти или это серьезные рассуждения о бренности жизни?
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.
Да, здесь есть картинность, самолюбование, что обязательно присутствует при рассуждениях о собственной кончине, но поэт переходит мелочные рамки, вырастает в истинного философа, рассуждающего о смене поколений, о вечности бытия, жизни и природы. Богом так определено, не нам менять ход явлений.
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Любому художнику нужен покой, чтобы творить, отражая окружающий и собственный миры в творчестве. А. С. Пушкину, как никому другому, хотелось этого умиротворения, являвшегося величайшим благом, на котором «вырастали» прекрасные его творения. (Пример тому две Болдинские осени 1830 и 1833 годов в жизни автора.)
И в стихотворении «Пора, мой друг, пора» поэт с искренней грустью восклицает:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
О деревне, сельском покое Пушкин мечтал тщетно, убиваемый городской суетой, сутолокой бездарно проводимого времени. Даже трудное и опасное путешествие по зимней дороге поэт принимает за благо, как возможность наедине с собой помечтать, поразмышлять о России, ее путях, трудной и прекрасной судьбе. В стихотворении «Бесы» автор верен своей манере — от конкретного эпизода переходит к общим рассуждениям. Мне видится большой смысл, вложенный в этот поэтический рассказ о путешествии в зимнюю ночь.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине.
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Самобытный, талантливый художник, А. С. Пушкин многое сказал в своей лирике, надо только захотеть понять глубинный смысл, заложенный в этих прекрасных по форме и содержанию произведениях. Начиная читать Пушкина в раннем детстве, когда еще не задумываешься ни о каком внутреннем значении произведений, а лишь наслаждаешься звуками, постепенно привыкаешь к такому легко-
весному чтению. И однажды задумавшись и открыв глубочайший смысл, вложенный поэтом в свои творения, начинаешь по-новому относиться к хорошо знакомому, в этом, вероятно, главное величие А. С. Пушкина.
Припомните, о други, с той поры.
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися, смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
В судьбоносное, сложное и интересное время жил поэт и сумел все это отразить в своем творчестве.