А. С. Пушкин является не только новатором в области стиля и создателем русского литературного языка, но и идейным вдохновителем большинства писателей, следовавших за ним. Глубокий гуманизм его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, черпала вдохновение вся русская литература.
В творчестве поэта, наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой, обычно выделяют и «философскую лирику». К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
Философская лирика поэта представлена в его творчестве многими стихотворениями, создававшимися в разные периоды жизни. Однако, несмотря на определенную эволюцию взглядов, изменение мировоззрения, гуманистический пафос в пушкинских стихах остается неизменным.
К философской лирике можно отнести стихотворения Пушкина о природе, в которых отражается вечное течение жизни, неподвластное человеку. В стихотворениях о природе Пушкин воплощал свое представление о мировом устройстве, о человеке, которого поэт мыслил его составной частью. В ряде стихотворений Пушкин излагает свои воззрения на устройство человеческого общества.
Например, стихотворение «Анчар», вобравшее в себя и представления Пушкина о природе, и его мысли об устройстве общества.
Образ анчара, возникающий в первых строках стихотворения, безусловно, метафоричен. Анчар — воплощение мирового зла, его символ.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Пушкин в этих строках намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин/раб. В этих строках оба действующих лица сознательно уравнены — «человека человек». При этом вина за то, что впоследствии зло выплеснулось в мир, лежит на обоих людях. На первом — за то, что он послал другого к анчару «властным взглядом», а на другом — за то, что он «послушно в путь потек». Вина раба усиливается строками:
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям, в чуждые пределы.
Таким образом, стихотворение превращается в своего рода философскую притчу об ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ничуть не меньше, чем вина властелина. Рабство — лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь порождают зло.
Миру людей в стихотворении противопоставлен разумный, мудрый мир природы:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет…
Природа инстинктивно избегает зла, придерживаясь гармонии и всеобщего равновесия. Лишь человек, один из всех живых существ наделенный разумом, способен нарушить эту гармонию, уничтожить естественный порядок. Пушкин пытается понять, что может удержать человека от необдуманных поступков, что заставит его отказаться от зла, и приходит к выводу, что думать об ответственности за совершаемое человека заставит только его совесть, внутренний выбор в сторону добра, осознанный отказ от зла.
Именно об этом говорит другое стихотворение — «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день…»). Стихотворение показывает душевное смятение поэта перед нахлынувшими воспоминаниями. Свойственное каждому человеку чувство сожаления за совершенные в жизни дурные поступки, желание изменить прошлое получает у Пушкина неожиданное освещение. Главная мысль поэта содержится в последней строчке стихотворения. Несмотря на «отвращение», с которым он «читает жизнь» свою, он «строк печальных не смывает», понимая, что именно эти воспоминания пробуждают в нем совесть, что именно они дарят ему тот непокой, который заставляет думать о других людях, принимать близко к сердцу их страдания. Человек, по Пушкину, — это средоточие противоречий: разнонаправленных чувств, мыслей, желаний. Именно их взаимодействие, постоянная борьба, называется жизнью, только в этой постоянной войне с самим собой человек может стать Человеком, выстрадав, поняв и приняв общечеловеческие, гуманистические ценности, выработанные за долгие века своего существования человечеством.
Аналогичные мысли высказывались Пушкиным и в других его произведениях, например, «Погасло дневное светило…», «Вновь я посетил…», «Мадонна» и других.
Итак, философская лирика Пушкина отражает глубоко гуманистический взгляд поэта на человека и окружающий мир. В основе этого взгляда лежит вера в изначальную красоту мира и его божью благословенность. Мир есть творение Божие, и его следует принимать таким, каков он есть, во всех его проявлениях. Рождение, взросление, зрелость, смерть, игра юных сил, разочарования, любовь — все это лишь «времена года» человеческой жизни, каждое из которых по-своему прекрасно. Природа не может быть злой. Зло привносит в мир человек, когда он идет против бытия, нарушая естественные законы мироздания, преступая нравственный закон, лежащий в основе существования вселенной.