Философия, как известно, есть мировоззрение, система идей,
взглядов на мир и на место в нем человека. Философия также исследует
этическое и эстетическое отношение человека к миру. Возникает
вопрос: а не являются ли все стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и других больших поэтов философскими?
Конечно, являются. Ведь все они раскрывают важные явления жизни,
в них размышляется о конкретном состоянии человека или природы.
По какому же принципу выделяются именно философские стихи?
Видимо, собственно философскими можно назвать произведения,
в которых затронуты не частные, а наиболее общие проблемы бытия.
Одним из таких пушкинских произведений является его известнейшее
— «Осень».
Написана «Осень» была в 1833 году. Перед стихотворением мы
находим эпиграф из Державин: «Чего в мой дремлющий тогда не
входит ум?» А. С. Пушкин обозначил жанр своего произведения:
«Отрывок». Для внимательного читателя эти детали значат очень
многое. Дело в том, что Пушкин относится к тем художникам, которые
в силу огромного дарования и благодаря сложности своей эпохи
вбирают в свое творчество практически все, чего достигла мировая
литература. В наследии великого поэта мы найдем отголоски античной
эстетики, черты четкого, величавого классицизма, бурного
романтизма, а зрелый Пушкин творит по законам реалистического
метода. В связи с этим указание на жанр «Осени» очень важно. Немецкие
романтики иногда называли свои произведения так: «фрагмент
». По-русски это означает «отрывок». Писатели и поэты того
времени считали, что жизнь вообще непознаваема, но можно проникнуть
в тайны ее частички. Жизнь невозможно изобразить во всей
полноте, но мозаичные отрывки как раз и составят ее сложную картину.
А. С. Пушкин представил в «Осени» двенадцать фрагментов,
которые сложились в цельную, живую, полнокровную картину бытия.
Первый отрывок рисует столь любимую поэтом осеннюю пору:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча еще бежит за мельницей ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Эта строфа поражает сочетанием примет увядания природы и необычной
энергии и движения жизни. Этому во многом способствует
образ охоты. Он встречается в произведении довольно часто, как
правило, тогда, когда нужно указать на глубинную, нерасторжимую
связь между человеком и природой. Осень — это время, когда природа
все отдает людям, это пора зрелости, наивысшего расцвета. Это
время года было чрезвычайно плодотворным и для самого поэта:
«Теперь моя пора…»
Во второй строфе мы встречаем описание весны, которую герой
стихотворения не любит. В этом фрагменте мы узнаем и причины
этой нелюбви. Весна таит в себе боязнь возрождения, томления плоти,
а вот зима несет здоровье, бодрость. Как прекрасны стремительный
бег саней, катание на коньках, чудесные зимние праздники: Рождество,
Крещенье! Но в каждой маленькой главке мы встречаем диалектическое
отрицание предыдущего: «Но надо знать и честь; полгода
снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест».
Четвертая строфа раскрывает такой фрагмент природы, как лето.
Поэт пишет об определенном дискомфорте, который испытывает
человек в это время года. Кстати сказать, страдает от излишней жары
и сама природа, и автор специально это подчеркивает: «Ты, все душевные
способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем
от засухи…»
Следующие четыре строфы содержат настоящий гимн осени.
Автор показывает ее необыкновенную тихую красоту. Герой называет
себя «нетщеславным», что в контексте пушкинских образов
означает «свободный, не зависящий от чужого мнения». Осень с ее
тонкой акварельной прозрачной красотой сравнивается то с нелюбимым
ребенком, которого хочется пожалеть, то с чахоточной девой,
уходящей из жизни, но все еще прекрасной. Поэт как бы нанизывает
союзы и с прилегающими к ним приметами осени, замедляя и ускоряя
ритм стихов, с волнением передает любимые ощущения:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Герой показывает удивительную гармонию, воцарившуюся в его
душе. Причины, создающие равновесие, ощущение здоровья, бодрости,
содержатся во времени года — в осени. Это именно делает
человека счастливым, молодым, уверенным в себе. Он готов отдать
все силы и впечатления, накопленные за год, любимому делу — творчеству.
Здесь, в IX главке, содержится, пожалуй, кульминация этого
поистине философского произведения. Все размышления о временах
года и соответствующих состояниях человека были вступлением
к главному разговору — о творчестве. Не будем забывать, что человек,
изображенный в стихотворении, — поэт, так что исследуется взаимосвязь
природы и творческой личности.
Поэтому появляется образ коня (вспомним крылатого Пегаса!),
а вместе с ним и новый взрыв движения, любви к жизни, ощущение
органичной связи с природой. Приоткрывается занавес — и мы видим
мастерскую великого творца:
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
«Знакомцы давние» — это как раз герои художественных произведений,
их тени обретают реальные очертания, автор очень пластично
передает сам процесс рождения образов.
В XI строфе упоминается корабль. На первый взгляд, это выглядит
немного странно. По всем приметам, герой находится в деревне
(«в раздолий открытом»), в среднерусской полосе, и вдруг — корабль!
Видимо, это символ искусства, свободного творчества, не знающего
границ и заданности. «Куда ж нам плыть?» — спрашивает герой.
Далее многоточие, которое само по себе очень красноречиво. Искусство
неисчерпаемо, как природа и сама жизнь. Все взаимосвязано
и взаимообусловлено: человек, творчество, времена года, сменяющие
друг друга. В «Осени» рассматривается эта вечная великая связь,
поэтому мы и называем данное произведение философским.
В 1835 году А. С. Пушкин пишет свое знаменитое « . . . Вновь я
посетил …». Это стихотворение — тоже философское, в нем поэт
размышляет о жизни и смерти, о вечном движении и покое. Видимо,
каждому человеку грустно думать о старости, о конечности своей
собственной жизни. А. С. Пушкин как-то написал о том, что ему
одновременно печально и радостно видеть на балах молодых кавалергардов.
Печально оттого, что их искрящаяся юность и красота
напоминают поэту, что сам он уже не молод, а радостно потому, что
доброму и мудрому человеку дано любоваться чужим счастьем
и благополучием. « .. .Вновь я посетил…» — размышления зрелого
человека, прожившего большую часть своей жизни, более того,
через два года его не станет. Стихотворение автобиографично. Поэт
посетил родные пенаты, там ему все знакомо и мило. Воспоминания,
как всегда, несут в себе умиротворение и тревогу одновременно:
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Герой видит «холм лесистый», озеро. Вокруг приметы крестьянского
быта, которые в то же время являются и обобщенными глобальными
образами бытия вообще: «нивы златые», рыбак, его «убогий
невод», мельница. Вдалеке стоят три сосны. Взгляд поэта отмечает
их привычные любимые очертания. Для него эти деревья живые,
это его старые знакомые, друзья. Но что-то изменилось!
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья, кусты теснятся
Под сенью их как дети…
Молодые деревца — это молодое поколение, те же юные кавалергарды,
танцующие на балах, где Пушкин уже не танцует! Деревья,
как люди, у них есть дети, патриархи, а есть и одинокие, холостяки!
Жизнь каждого человека конечна, но в то же время она и вечна, ибо
кончина одного означает рождение другого. Это помогает понять
великая и мудрая природа, чью книгу так хорошо умел читать Пушкин.
О чем же мечтает герой стихотворения, приветствуя и благословляя
«племя младое, незнакомое», племя и людей, и деревьев?
Эти мечты — о гармонии, о связи поколений, об отсутствии вражды
и упреков между ними:
…Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Итак, перед нами размышления о вечном круговороте и обновлении,
которое и называется жизнью. Как же к этому относиться?
Пушкин считает, что философски, надо любить все проявления
бытия и понимать его мудрые законы.
Какие бы стихотворения А. С. Пушкина ни читали мы — будь то
«Зимнее утро», «Пора, мой друг, пора!» или «Когда за городом,
задумчив, я брожу», — везде нас поражает могучее состояние духа
поэта, его удивительная сила, любовь к жизни, ее философское
осмысление. Читая А. С. Пушкина, мы сами становимся мудрее, добрее,
умнее, учимся любить жизнь, принимать ее во всей полноте
и сложности.