К ней принадлежат стихи, в которых поэт бьется над вопросом о смысле жизни, о назначении человека в мире, о границах и духовных основах бытия.
В день своего 29-летия, 26 мая 1828 года, Пушкин написал стих «Дар напрасный, дар случайный…», построенный, как библейская книга Иова, на серии вопросов: «Жизнь, зачем ты мне дана?», «Ко мне своей властью Из ничтожества воззвал?». На границе зрелости человек стремится осмыслить свое место в мироздании, цель и задачу своего бытия:
Цели нет передо мной:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Вопросы о смерти, о быстротечности человеческой жизни, особенно остро ощутимы на фоне прекрасной природы, которая все время обновляется,- одни из наиболее драматических. Пушкин обращается к ним уже в элегии 1829 года «Или брожу я вдоль улиц громких…». Мысль о смерти приходит поэту в ситуациях, которые говорят о жизни: «улицы громкие», «многолюдный храм», «юноши сумасшедшие», «смотрю на дуб уединенный», «ребенка милого ласкаю». Это очень точно психологически, поскольку полнота жизни невольно заставляет задуматься над ее концом:
День каждый, каждый час
Привык я думой провожать,
Грядущей смерти годовщину
Границ их старайся угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
Пушкин принимает смерть как неминуемый закон бытия, вечное в нем восстановление поколений:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красотой вечною сиять.
Эти формулы жизни суровые и трезвые, но совсем не пессимистические. Они стали результатом понимания того, что жизнь не является праздником, она несет человеку, кроме работы и забот, еще и радость творческого вдохновения или прикосновенья к творчеству, радость любви и дружбы. Жизнь всегда шире представления о ней и всегда скрывает загадки. «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830) — о постижении смысла жизни и об ответственности перед ней человека:
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня.
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?
Что ты значит, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или предскажешь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я у тебя ищу…
О философской лирике Пушкина, как и обо всем его зрелом творчестве, можно сказать, что это «поэзия действительности». Философские проблемы возникают при осмыслении повседневной реальной жизни, в последнем случае — такой прозаичной, как во время бессонницы. Но дело в том, что под пером Пушкина повседневная действительность приобретает глубокое философское содержание и становится высокой поэзией.