Вы находитесь: Главная страница> Тютчев Федор> Философские миниатюры Тютчева

Сочинение на тему «Философские миниатюры Тютчева»

Во второй половине XIX века в русскую поэзию вошло новое понятие — космическое сознание. К высокоинтеллектуальным поэтам, обладавшим «космическим» сознанием, причисляли немногих, среди которых одно из главных мест отводилось Федору Ивановичу Тютчеву. «Космическая» тема, тема мироздания, философские размышления о смысле человеческой жизни — наиболее яркая грань поэтического таланта Тютчева. Поэт вырабатывал «обостренность нравственного чутья», которая и привела его к космическому, философскому сознанию. Обостренность духовных сил рождала подлинные шедевры поэзии, настоящие картины мироздания — философские миниатюры: «Есть некий час в ночи всемирного молчанья И оный час явлений и чудес Живая колесница мирозданья Открыто катится в святилище небес…» («Видение»).

Жизнь поэта отразилась в строчках его стихов, философских миниатюр. Философия Тютчева стала результатом его внутренней раздвоенности. С одной стороны, светская жизнь с ее утомительными раутами, блестящими балами, модными гостиными. С другой — душевное одиночество, неудовлетворенность, тоска по чему-то большому, несбыточному. Поэт постоянно искал смысл жизни и часто его не находил: «…Мужайся, сердце, до конца: И нет в творении творца! И смысла нет в мольбе!» Тютчев постоянно находился в поиске. Его мучила бессонница. Ночь, звезды стали вечными спутниками поэта.

Солнце, звезды для Тютчева — это самобытный светящий мир со своими правилами и законами. На солнце бывают пятна. Но когда поэт думал о солнце, он забывал о пятнах. Философию жизни Тютчев искал в природе. Он видел одновременно в ней величие, торжество, хаос. Поэт боялся не найти в природе загадку, утратить веру в ее бессмертие и силу. Свои философские миниатюры Ф.И.Тютчев посвящал и великому чувству — любви. И снова любовь у поэта не возвышенная, а роковая. Стихи Тютчева о любви можно считать плодом раздумий его души, души мятущейся и негодующей, влюбленной и ненавидящей, поэтическим завершением его духовной мысли. Последние годы жизни поэта были связаны с утратами. Умерла мать, старший сын, внучка Мария, младшая, любимая дочь, старший брат Николай. Тютчев устал от смертей и посвятил много стихотворений этой теме. Однако и смерть для Тютчева перестала представляться далекой и страшной. Он философски ожидал ее, не ужасаясь скорому ее приходу. Итогом всех философских исканий и размышлений Федора Тютчева можно по праву считать миниатюру-четверостишье, которое поэт посвятил России: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать — В Россию можно только верить».