Вы находитесь: Главная страница> Фет Афанасий> Философское обоснование лирики А А Фета

Сочинение на тему «Философское обоснование лирики А А Фета»

Афанасий Афанасьевич Фет — один из самых замечательных русских поэтов. Аполлон Григорьев писал о его таланте: «Дарование Фета совершенно самобытное, особенное и эта его особенности переходит у него в утонченность… изысканность». Атмосфера всеобщего поклонения Гегелю, знакомство с творчеством Шиллинга — все это оказало большое влияние на мировоззрение и взгляды А. А. Фета. В этот период складывается исторический скептицизм поэта. Фет не верит, что разумное начало может дать человечеству счастье. Такой взгляд на историю и общество характерен для раннего и среднего творчества Фета. В 1840 г. выходит первый сборник поэта, который называется «Лирический пантеон». Стихи, вошедшие в этот сборник, во многом носят подражательный характер, но тем не менее позднее они были положены на музыку и стали популярными романсами. В 1847 г. готовится к выходу новый сборник поэта, но вышел он только в 1850 г. Эта книга завершила первый этап творчества Фета. Далее происходит определение своеобразия его поэзии. Определяется круг тем, мотивов, лирических образов. На первый план выходит поэтический образ России с ее патриархальным укладом жизни, с ее суровой природой. Выходит сборник Фета под названием «Снега». Это название во многом демонстративно. В стихах этого сборника заснеженные русские равнины противопоставляются греческим и итальянским пейзажам. Круг лирических мотивов Фета прекрасно отражен в стихотворении «Печальные березы…» Образ березы присутствует в лирических произведениях многих поэтов. В поэзии Фета встречаются мотивы грусти, любви, родства с окружающим миром. Эти же мотивы во многом определили концепцию его сборника «Снега». Пожалуй, более всего это проявляется в стихотворении «Деревня»: Люблю я приют ваш печальный И ввчвр деревни глухой… В этом стихотворении отражен целый мир, воплощенный в образах. Движения, которые происходят в природе, поэту удалось передать в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» Ночь в этом стихотворении изображена как смена мгновений, как поток событий, которые происходят между людьми и природой. Особенностью его лирики является то, что любой пейзаж он рассматривал как фрагмент единого целого, некоего бесконечного вселенского процесса. Такое восприятие помогало поэту осознать значимость мгновения, то же самое чувствуем и мы, когда читаем его стихотворения. Мгновения для Фета — это когда звезды спускаются на землю, когда цветут цветы, которые распускаются раз в сто лет. Чувствуя и замечая все это, поэт как бы переживает все происходящее в мире вместе с природой. В стихотворении «Фантазия» (1856 г.) прослеживается вера Фета в беспредельность жизни, в гармонию. И здесь уже можно говорить о философских аспектах лирики Фета. Только искусство способна передать красоту мира и природы, их динамику, перевести мгновение в разряд вечности.
Особое место в лирике Фета занимает онтологический жанр. В онтологических стихотворениях присутствует философский подтекст, который можно увидеть, только разобравшись в образной системе. Вечность и мгновение, жизнь и смерть, начал о. и конец— все это противоположности, который осознаются только в единстве. Таков один из аспектов философской лирики Фета. С 1856 г. основным мотивом лирики Фета становится жажда полноты духовного общения. В своих стихах поэт размышляет о музыкальности языка (сборник «Мелодии»): …О, если б без слова Сказаться душой было можно, — о том, что все окружающее человека тоже является отражением его личности и души: Я давно хочу с тобою Говорить пахучей рифмой, Каждый цвет — уже намек, Ты поймешь мои признанья. Может быть, что весь пучок Нам откроет путь свиданья. В стихотворении, начинающемся строками «Время жизни скоротечно…», Фет снова возвращается к противопоставлению вечности и мгновения. Время жизни скоротечно, Но в одном пределе круга Наши очи могут вечно Пересказывать друг друга. Поскольку Фет стремился к тому, чтобы развести в разные стороны поэзию и социальные факторы, то это привело к тому, что в 1850-1860-е гг. лирика Фета утратила идею гармонии человека и природы. Так наступил второй период его творчества. В отличие от него, первый период охарактеризован тем, что природа в его стихах изображалась как стихия и соответствовала внутреннему миру человека, который постоянно находился в конфликте с самим собою. В 1870-е гг. в лирике Фета основной становится мысль о смерти. Сомнения и трагическое мироощущение в этот период приводят к тому, что Фет порывает с обществом и обращается к «чистому искусству», он отказывается от мысли, что природа господствует над человеком. Третий период был охарактеризован провозглашением поэтом союза разума и космоса. Поэт много времени посвящает чтению философских книг, переводит «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра. Такое обращение к философии не могло не отразиться на творчестве поэта. В 1882 г. выходит сборник «Вечерние огни». Позднее, в 1884 г., 1887 г., 1890 г., под этим же названием выходят еще три сборника. Их особенностью становится противопоставление борьбы — Разуму, действительности — Познанию. Только разум способен поднять человека над толпой, дать власть над миром, внутреннюю свободу. Такое переосмысление дает поэту возможность почувствовать себя вестником вселенной, взглянуть на бога не в религиозном смысле, а как на проявление законов природы, действующих в космическом масштабе. Современники Фета спорили о содержании его поэзии, некоторые упрекали его в том, что суть его лирических произведений не всегда понятна. Фет был настолько популярен, что его имя встречалось даже в художественных произведениях того времени. Так, например, героиня одного из произведений Н. Г. Чернышевского говорит, что «Фет даровитейший из нынешних наших лирических поэтов… кто не любит его, тот не имеет поэтического чувства». Трудно с ней не согласиться, но следует добавить, что стихи Фета интересны и читаемы до сих пор.