Философской лирикой принято называть стихотворения, темой которых стали размышления об общих законах бытия — жизни и смерти, цели прихода человека в этот мир, скоротечности бытия, добре и зле.
Философская лирика занимает значительное место в богатом и разнообразном творчестве Пушкина. В ней отражается то поэтическое познание мира, к которому всю жизнь стремился Пушкин, неуловимо присутствует его философское мироощущение.
Жизнь и поэзия для него были — «одно». То, что ещё з Лицее Пушкин осознал себя Поэтом, которого «благословил» на творчество Г. Р. Державин, наложило особый отпечаток на его мировоззрение.
Тема «поэта и поэзии», размышления о роли поэта в мире были очень важны для Пушкина. Его Поэт, кажется, одновременно принадлежит двум мирам: реальному и поэтическому. Пушкин признаёт его право быть погружённым «в заботах суетного света», казаться «всех ничтожней», но в момент вдохновения поэт чудесно преображается — он уже не властен над собой, его чутким слухом правит «божественный глагол», он полон «лирического волнения» (описанного в «Осени») и, кажется, лишь в эти мгновения живёт по-настоящему. Пушкин нередко сравнивает поэта с пророком:
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар? —
горестно восклицает он в «Деревне». Отношение к поэтическому дару как дару свыше и к поэту как пророку раскрывается в его стихотворении «Пророк». Библейские реминисценции («шестикрылый серафим»), торжественный, мерный ритм, «высокая» лексика («влачился», «вещие зеницы», «горний полёт») показывают, каким значительным содержанием наполнена для Пушкина пророческая роль поэта: «глаголом жечь сердца людей». Поэтическое творчество превращается в служение, исполнение Божьей воли.
Образ пушкинского Поэта в жизни характеризует литературное одиночество, он «сам свой высший суд». В сонете «Поэту» идеал Пушкина оказывается «твёрд, спокоен и угрюм», свободен от прихотей «любви народной». Размышления о поэте и народе выливаются в противопоставление поэта «толпе»:
Подите прочь. Какое дело
Поэту мирному до вас!
Таким образом, свобода и независимость становятся основными условиями творчества.
Тема свободы является одной из важнейших тем лирики Пушкина. Свобода для него не просто жизненная ценность, а состояние души, само творчество невозможно без абсолютной «поэтической свободы» и всех её «составляющих» :
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
В ранней «вольнолюбивой» лирике Пушкина свобода предстает отвлечённым понятием, идеей, которой «горят сердца», словом-символом, с которым не только у декабристов (духовно близких Пушкину в то время), но и у всей «передовой молодежи» ассоциировался целый мир понятий, и явлений. В оде «Вольность» Пушкин рисует идеал общественной Свободы, философию Свободы, в смысловом поле которой находятся «вольность», «Власть», «Закон», «тираны» и «рабы». Такой свободой «дышало» тогда все его поколение. Тема человеческой, гражданской свободы, отношении «раба» и «владыки» появляется в философской притче «Анчар» и бесконечно расширяется в контексте неоднозначных размышлений о зле, гневе природы и преступном самовластии человека.
В период южной ссылки философия свободы у Пушкина изменяется: появляется «романтическое» понимание свободы как свободы личной, душевной, которая достигается в одиночестве, добровольном изгнанничестве.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края, —
говорит герой элегии «Погасло дневное светило».
Ёмким символом свободы для Пушкина становится море— «свободная стихия». В стихотворении «К морю» поэт связывает с ним и свою политическую свободу («поэтический побег»), и личную, видя в человеческой душе ничем не сдерживаемое море страстей: «глухие звуки, бездны глас и своенравные порывы». В море Пушкин видит воплощение философии байронизма, его Байрон «создан духом» моря, так же «могущ, глубок и мрачен». Символическое прощание Пушкина с морем словно показывает, что для него романтическая свобода — прекрасный, но недосягаемый идеал.
Истинной свободой для поэта становится свобода духовная, творческая, которая совмещает в себе и гражданскую, и личную свободы, расширяясь до настоящей жизненной философии:
Иная, лучшая, потребна мне свобода…
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не всё ли нам равно? Бог с ними
Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать…
С темой свободы тесно связано философское осмысление Пушкиным природы. В его лирике природа не является (как, например, у Жуковского) «пейзажем души», а представляет собой независимый, целостный мир. Его реалистические пейзажи отличаются конкретностью описаний.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
Он с лёгкостью совмещает «предметы высокие» и «низкие» (по определению традиций классицизма), показывая, что все может служить источником поэтического вдохновения.
Пушкин нередко противопоставляет природу и государство, цивилизацию:
…Я променял порочный двор Цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей…
Природа мыслится как положительный идеал, а существование человека но лоне природы — естественным. В стихотворении «…Вновь я посетил» природа оказывается «живой памятью», связью времен, ниточкой от деда к внуку. «Младая роща» словно иллюстрирует философские размышления о вечном круговороте жизни, её изменяемости: «Где некогда все было пусто, голо, // Теперь младая роща разрослась». Пейзаж в стихотворении «…Вновья посетил», в котором угадывается Михайловское, напоминает пейзаж, которым начинается «Деревня». Теперь же вместо отвлечённых рассуждений о «рабстве тощем» и «барстве диком» за пейзажем следуют размышления о смерти и вечном возрождении жизни, человеке и природе, что показывает, насколько сильно изменились взгляды поэта за прошедшие годы.
Самой душевной, проникновенной областью пушкинского мировоззрения является философская концепция любви и дружбы, отразившаяся в его лирике.
Любовь для поэта — Божий дар, она воскрешает душу и заставляет сердце «биться в упоеньи». В любовной лирике отражаются философские представления о женщине как о божестве, «гении чистой красоты», ангеле. И потому любовь поэта бескорыстна и не требует взаимности («…Я вас любил безмолвно, безнадежно…»). Ему важно пребывать в состоянии влюблённости, находить в любви источник вдохновения, ведь сердце поэта «…горит и любит — оттого, что не любить оно не может». Но «порывы бурные страстей» минутны, а «светлая печаль», которой проникнуты многие стихотворения Пушкина, навечно остаётся в сердце поэта, питает и вдохновляет его.
В дружбе постоянство и верность значат для Пушкина гораздо больше, чем в любви. «Святая дружба» для него неразрывно связана со свободой, идеями декабристов, для воплощения которых необходимо единение равных, независимых людей. В послании «К Чаадаеву» дружба и свобода — неразделимые понятия:
Пока свободою горим…
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
В послании «Во глубине сибирских руд…» «дружество» предстает вечной человеческой ценностью и силой, способной преодолеть любые «затворы».
Всю жизнь воплощением духа дружбы для Пушкина оставалось «лицейское братство». В своём стихотворении «19 октября» поэт писал:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен…
Почти мистическое сравнение братства с душой показывает, как дорого оно было поэту.
В этом стихотворении тема дружбы постоянно перекликается с темой судьбы: «Куда бы нас ни бросила судьбина». Характеристики лицейских друзей перерастают в судьбы целого поколения, перед нами словно проходит вся жизнь Пушкина.
Чем старше становился Пушкин, тем чаще в его стихах возникали философские размышления о судьбе, жизни и смерти. Стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…», эпиграфом к которому является дата дня рождения Пушкина, наполнено пессимистическими мыслями:
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, праздней ум,
на которые сам же поэт возражает в «Элегии»:
…не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Несмотря на то, что веселье прошлого «тяжело, как смутное похмелье», а печаль «чем старе, тем сильней», что грядущее сулит лишь «труд и горе», поэт всё равно воспринимает жизнь как дар не напрасный, не случайный, а драгоценный Божий дар. Смысл жизни придаёт творчество: «Порой опять гармонией упьюсь, // Над вымыслом слезами обольюсь».
Теме жизни в лирике Пушкина сопутствуют мысли о её угасании, о смерти:
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» жизнь постоянно соседствует со смертью:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
а смерть представляется как естественный конец, завершение жизни человеческой, но продолжение, часть жизни «природной», вечной.
Философская лирика Пушкина наполнена вопросами, которые он старается разрешить. В последние годы своей жизни поэт все больше стремится к покою: «На свете счастья нет, но есть покой и воля», — утверждает он в стихотворении «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит». Он учится ценить каждую «частичку бытия», учится мудро жить.
Своеобразный итог своему поэтическому творчеству Пушкин подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Он находит разрешение теме жизни и смерти через поэтическое творчество:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит.
Поэзия становится залогом бессмертия, спутницей свободы, «милости к падшим», символом служения «веленью божию».
Таким образом, в стихотворениях А. С. Пушкина довольно полно раскрывается своеобразие художественного мира поэта: гармония «не в отдаленности от жизни, а в единении с ней, но в бегстве (как у романтиков), а в смятении» .
Все темы пушкинской лирики, раскрывающие его философию, тесно переплетаются между собой и, соединяясь, образуют единый творческий поток жизни поэта.