Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> «Гляжу на будущность с боязнью... ищу вокруг души родной...» (по лирике М.Ю. Лермонтова)

Сочинение на тему ««Гляжу на будущность с боязнью… ищу вокруг души родной…» (по лирике М.Ю. Лермонтова)»

Лирические стихотворения занимают важнейшее место в литературном наследии Лермонтова и по числу произведений, и по их историко-литературному значению. Именно стихотворения Лермонтова принесли ему еще при жизни славу второго после Пушкина поэта.
В лирических произведениях Лермонтова нет надежды, трудности поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и в чувства человеческие. Трудно найти в русской и, вероятно, мировой лирике произведения большего трагизма, чем «Гляжу на будущность с боязнью», «И скучно, и грустно», «Благодарность». Мотив одиночества находит воплощение в ряде основных образов лермонтовской лирики: «парус одинокий», «стоит одиноко… сосна», далеко на юге «одна и грустна» растет пальма, в пустыне «одиноко… стоит» старый утес, дубовый листок «один и без цели» носится по свету. О себе поэт говорит: «Выхожу один я на дорогу».
Чувства одиночества, неверия в возможность взаимопонимания между людьми придают драматическую окраску и теме любви в лирике Лермонтова. В отличие от Пушкина и многих других поэтов Лермонтов почти не знает счастливой любви:
Нет не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою…
Так обращается поэт к женщине, в чертах которой он ищет «черты другие». Прекрасный облик любимой находится в резком контрасте с окружающими поэта «красавицами персидскими». Но этот прекрасный облик оказывается лишь романтическим идеалом поэта, его создают мечты («Как часто пестрою толпою окружен»). Для любовной лирики Лермонтова характерно начало его стихотворения «Отчего», «Мне грустно, потому что я тебя люблю».
Сознание одиночества, отчужденности от людей окрашивает и тему поэта в творчестве Лермонтова. В стихотворении «Поэт» он с горечью признает, что его современники перестали понимать «простой и гордый» язык поэта. Тема поэта находит завершение в одном из последних стихотворений Лермонтова «Пророк». Как бы продолжая одноименное пушкинское стихотворение, Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба пророка-поэта: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке».
В стихотворении «Пророк» не чувствуется примиренности с горьким уделом поэта. Наоборот, в нем звучит протест против непонимания поэта обществом. Подобный протест ранее с большей силой был выражен Лермонтовым в стихотворении «Поэт». Когда-то, в прежние времена, стих поэта звучал, «как колокол на башне вечевой». Поэт в понимании Лермонтова — деятель, борец.
Одним из самых значительных произведений русской поэзии явилось стихотворение «Смерть Поэта». Горько оплакивая гибель великого национального поэта, Лермонтов гневно обвиняет в этом верхи дворянства, «против мнений» которого «восстал» Пушкин.
В последних шестнадцати строках стихотворения автор призвал к ответу всех виновных в смерти поэта, угрожая им неотвратимым возмездием:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи!..
В двух, тесно связанных между собой стихотворениях — «Бородино» и «Дума» — Лермонтов с особенной глубиной поставил важную для 30-х годов проблему активного служения обществу и вопрос о «деятеле», достойном этой высокой задачи.
В первом из этих стихотворений Лермонтов воплотил свое представление о сильных и смелых людях, которые в 1812 году защитили Отечество и которых нет среди его современников:
…Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Так говорит участник бородинского боя. Белинский почувствовал в этом произведении «жалобу на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих идей». Но Лермонтов обратился к теме Отечественной войны 1812 года не просто в порядке романтического отталкивания от неудовлетворявшей его современной действительности. События 1812 года показали всему миру героизм русского народа.
В «Думе» Лермонтов резко критикует свое поколение. Поэт упрекает современников за душевный холод и неумение отдаться чему-нибудь со всей страстью, за отсутствие твердых убеждений и неспособность к действию. В воспоминаниях о народном подвиге спасения Родины в 1812 году перед Лермонтовым раскрывалась новая Россия — не та «немытая Россия», которая вызывала у поэта горькие чувства. Это иная — подлинно народная — Россия становится предметом идейно-творческих раздумий Лермонтова.
Одно из самых значительных произведений этого периода — стихотворение «Родина». В нем Добролюбов увидел доказательство сближения Лермонтова с народом. «Лермонтов, — пишет Добролюбов, — …успевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе». Напечатанное в 1841 году в «Отечественных записках» стихотворение «Родина» было своеобразным выступлением Лермонтова по одному из важнейших вопросов политической борьбы того времени.
В своей богатой и разнообразной по содержанию лирике Лермонтов с покоряющей искренностью выразил непримиримый протест против политического гнета и социальной несправедливости того времени, против общественного равнодушия и бездеятельности.
Богатство и сложность внутреннего мира поэта, столкновение в его душе противоречивых настроений и стремлений, острота и сила переживаний, колебание между уходом в себя и потребность рассказать о себе — все это определило особенности лирики Лермонтова. Это — поэзия необычайного лирического подъема, поэзия огромной эмоциональной насыщенности.