Рядом с Онегиным в романе Пушкина стоит еще один герои. Это Владимир Ленский — юноша «с душою прямо геттингенской», красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт, дух пылкий и довольно странный”. Характеристика эта говорит, что перед нами не совсем заурядная натура, так же выделяющаяся из среды провинциального дворянства, как Онегин и Татьяна. Совершенно естественно, что в деревенской глуши Ленский и Онегин сошлись. Оба они вылуплялись из окружающей среды с высоким интеллектуальным уровнем, и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. У них нашлись общие темы для разговоров.
Темы разговоров показывают, что Ленский и Онегин интересовались проблемами, волновавшими современное им культурное общество. Ленский и Онегин, тем не менее, были совершенно
противоположными натурами: один был холодным, разочарованным скептиком, другой — восторженным романтиком, идеалистом.
Особенность Ленского заключалась в его полной оторванности от действительности. Он неисправимый идеалист и живет в мире прекраснодушных мечтаний: верит, что с ним должна соединиться какая-то «родная душа», и наивно находит эту родную душу в Ольге, самой обыкновенной девушке; уверен, что «друзья готовы за честь его принять оковы», — и погибает от руки Онегина. Наивность, доверчивость, восторженная мечтательность и привели его к трагическому конфликту с действительностью. При первом же серьезном столкновении с жизнью Ленский погибает. Романтики типа Ленского обычно не выдерживали столкновения с жизнью: они или погибали при этом, или примирялись С действительностью. Примирение с действительностью, возможно, ожидало и Ленского, если бы он остался жить. Болото обывательской жизни затянуло бы его. В образе Ленского Пушкин развенчал тип мечтателя-идеалиста.