“Герой нашего времени”—роман в новеллах. Характер Печорина в разных ситуациях и восприятиях.
Проблема, поставленная в романе, была для Лермонтова одной из самых важных. К этой же теме обращается он и в стихотворении “Дума”. Лирический герой “Думы” близок Печорину — “пир на празднике чужом”. Каков же герой романа? И почему это роман в новеллах?
Композиция романа не соответствует внутренней хронологии:
В романе |
Хронологически |
бэла | Тамань |
Максим Максимыч | Княжна Мери |
Тамань | Бэла |
Княжна Мери | Фаталист |
Фаталист | Максим Максимович |
В романе сделано это намеренно: сначала мы узнаем о Печорине от человека, который его очень любит, считает почти сыном, но при этом совершенно не понимает. Максима Максимыча не преследуют вопросы о смысле жизни, назначении человека — он человек военный, он для себя все решил, а чего не решил — на то устав есть. Затем — от человека, Печорина совершенно не знающего, но принадлежащего тому же кругу, и только потом “слово” берет сам Печорин (Дневник). Потому и видят его все окружающие по-разному. Он всегда в маске, и только два раза мы видим, как она исчезает — погоня за Верой и “Фаталист”.
Интересно и название романа. Само слово герой можно воспринимать по-разному:
Храбрый, самоотверженный человек, совершающий подвиги.
Главное лицо в художественном произведении.
Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Какое же из этих определений имел в виду Лермонтов? Кто же такой Печорин — ведь к нему можно отнести любое из этих определений. Но все вместе — это много, а любое одно искажает картину.
Г. А. Печорин — человек, чье мировоззрение формировалось в годы “мрачного семилетия”, его способности не могут быть востребованы обществом, где ценятся молчалинские добродетели — “умеренность и аккуратность”. Героя мучает бесцельность его существования, он (в отличие от многих других персонажей романа) не может существовать бесцельно (“чувствовал в груди своей силы необъятные”).