Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> «Хочу воспеть Свободу миру...» (по вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина)

Сочинение на тему ««Хочу воспеть Свободу миру…» (по вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина)»

«Простой воспитанник природы,
Так я, бывало, воспевал
Мечту прекрасную свободы…»
Безусловно, для каждого из нас, читавших Пушкина взахлеб или возвращавшихся к нему время от времени, есть в безбреж¬ном океане его лирики наиболее близкие разуму и сердцу ост¬ровки. Как в осколках разбитого вдребезги зеркала, отражают¬ся в стихах поэта самые разные, но одинаково важные стороны жизни человека. Пушкин, поэтический талант которого был оценен еще в лицейские годы, без преувеличения, гениально изображал и страстную, неистовую, но чистую и по-юношески трогательную Любовь, и верную, искреннюю, без малейшей тени лукавства Дружбу, и самоотверженную, святую преданность Родине, и величие Русской Души. Все в строках поэта обретало истинную полноту и сочность красок. Потому с уверенностью можно сказать, что «воспеть Свободу» лучше, чем это сделал А. С. Пушкин, не мог никто.
Дух свободы развивался в поэте с самого детства и сопровож¬дал его сквозь все испытания и радости на протяжении недолгой жизни. Сказки няни Арины Родионовны повествовали о бес¬страшных героях, воинах Добра, побеждающих Зло. Книги из библиотеки отца, куда, будучи еще совсем юным, тайком от всех забирался Пушкин, открывали ему тайны бытия, зарождая и воспитывая в его пылкой душе то трепетное чувство, с которым отважные мореплаватели бороздили бескрайние просторы мо¬рей, — чувство любви к свободе. Лицей был поистине обителью вольнодумства, ибо здесь, благодаря лекциям профессора нрав¬ственных наук Куницына, вольнодумство осмыслялось лицеи¬стами как нравственная категория. Уже тут в 1815 году появля¬ется одно из самых серьезных творений — «Лицинию»:
Лициний, добрый друг! Не лучше ли и нам,
Смиренно поклонясь Фортуне и мечтам,
Седого циника примером научиться?
С развратным городом не лучше ль нам проститься,
Где все продажное: законы, правота,
И консул, и трибун, и честь, и красота?..
Пушкин в этом стихотворении пытается не только поставить вопрос о причине падения Римской империи, но задуматься о законах развития человечества вообще, об их объективности, сделать некий важный вывод. Венчают стихотворение строки:
Исчезнет Рим; его покроет мрак глубокий;
И путник, устремив на груды камней око,
Воскликнет, в мрачное раздумье углублен:
«Свободой Рим возрос, а рабством погублен».
Окончание лицея и жизнь поэта в Петербурге вызвали новый свободолюбивый подъем в душе поэта. Общественно-полити¬ческая жизнь в столице в первой четверти XIX столетия била ключом. Пушкин посещает литературный кружок «Зеленая лам¬па», среди завсегдатаев которого можно было увидеть будущих декабристов М. Лунина, К. Рылеева. В это же время поэт сбли¬жается с известным среди петербургской интеллигенции свои¬ми либеральными взглядами вольнодумцем П. Я. Чаадаевым:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья Напишут наши имена!
Чистота и благородство помыслов, идей, стремление к еди¬нению во имя великой цели — все перемешалось в этом призы¬ве девятнадцатилетнего поэта к своему «собрату по духу». Но еще раньше свои социально-политические взгляды, отношение к самодержавию и народному рабству излагает Пушкин в бес¬смертной оде «Вольность»:
Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок…
Нарочито явная связь всего настроения оды с произведени¬ями Радищева — опального, запрещенного официальными вла¬стями автора — свидетельствовала о немалой дерзости молодо¬го поэта, бросавшего литературный вызов самодержавному строю. Некоторые строки стихотворного произведения, переда¬ваемые из уст в уста между членами тайных обществ, могли быть истолкованы не иначе как призыв к восстанию:
Тираны мира! Трепещите!
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Помимо смыслового подтекста, являвшего читателям четкий образ царя Александра I, сила оды заключена и в прямых соци¬альных обобщениях, где поэт, говоря о рабстве и общественных пороках, использует яркие, эмоционально окрашенные слова исключительно во множественном числе: народы, рабы, тираны, троны, цари и т. д.
Но не чужды были Пушкину и иронические, а порою даже саркастические нападки на власть. В своей поэме «Сказки» поэт высмеивает речь Александра I, произнесенную при открытии сейма Царства Польского в марте 1818 года, в которой он обе¬щал «даровать» России конституцию:
«Узнай, народ российский,
Что знает целый мир:
И прусский, и австрийский Я сшил себе мундир.
О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;
Меня газетчик прославлял;
Я ел, и пил, и обещал —
И делом не замучен…»
Пора уснуть уж наконец,
Послушавши, как царь-отец Рассказывает сказки.
Ровно через год после стихотворения «К Чаадаеву», посетив Михайловское, Пушкин пишет «Деревню»:
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в Истине блаженство находить,
Свободною душой Закон боготворить,
Роптаныо не внимать толпы непросвещенной…
Образный строй стихотворения напоминает художествен¬ную мысль «Вольности»: «невежества губительный позор», «барство дикое», «рабство тощее», «тягостный ярем». Всему этому поэт противопоставляет саму красоту и естественность свободной природы: «луг, уставленный душистыми скирдами», «озер лазурные равнины», «ряд холмов и нивы полосаты». В сти¬хотворении «Деревня» Пушкин отводит себе как автору роль скорбного созерцателя, уже не призывающего к свержению ти¬рана, а с тоской в сердце глядящего в подернутое тусклой пеле¬ной будущее своей великой страны:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря?
Ссылка поэта на юг России не сломила его свободолюбиво¬го духа, а напротив, родила в его душе новую волну протеста. Именно в ссылке пишутся такие стихотворения: «Кинжал», «К Давыдову», «Узник»:
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном…
Не случайно мечты о свободе выражены здесь в образе мо¬лодого орла. Свобода для такой птицы — смысл жизни, суть все¬го бытия. Неволя — смерть.
К этому же периоду творчества Пушкина относится и элегия «К морю». Поэт наполняет строки неистовым восхищением могуществом природной стихии и вместе с тем скорбью и тос¬кой о несбыточных свободолюбивых мечтаниях:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой…
Мир опустел… Теперь куда же Меня б ты вынес, океан?
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран…
Известия о событиях в Петербурге 14 декабря 1825 года за¬стали поэта в Михайловском. Пушкин в тревоге за друзей, многие из которых вышли в тот день на Сенатскую площадь, бросается в столицу. Он хочет быть с ними, с героями, смело и самоотвер¬женно выступившими против царизма, просит Жуковского, Вяземского ни в коем случае не ручаться за его, Пушкина, бла¬гонадежность перед новым царем. Пушкин разделяет горе ссыльных декабристов, участвует в проводах их жен в Сибирь, передает с ними свои стихи:
Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье…
Поэт пытается всеми силами поддержать товарищей, раздуть теплящийся еще в их душах свободолюбивый огонек:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Восшествие на трон царя Николая I и реакционный период жизни государства Российского не могли не найти отражения в творчестве А. С. Пушкина. Ведь именно сейчас деспотизм, по¬давлявший малейшие проявления свободы, окреп как никогда ранее: полицейское государство, тотальный контроль не только за действиями, но и за помыслами подданных. В 1828 году Пуш¬кин пишет стихотворение «Анчар». Древо яда описывается им в торжественно-мрачных тонах:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной…
Так грозный тиран, величественный и жестокий, пытается отравить свободу не только внутри страны, но и за ее предела¬ми. Поэт, рисуя столь мрачные образы, тем не менее верит сам и помогает обрести веру другим в то, что Свобода все равно вос¬торжествует.
«Свобода есть осознанная необходимость», — сказал в свое время голландский философ Бенедикт Спиноза. Пушкин сво¬ей поэзией доказал, что понятие свободы значительно шире. Свободу можно не только осознать, ее можно и должно ощутить, проникнуться идеей свободы до самых глубин души. За свобо¬ду пленительную, желанную, свободу справедливую и нрав¬ственную можно и нужно бороться честно и благородно.