Летопись не дает представления о характере описываемых людей. Летописец призван быть объективным, он перечисляет факты, художественное же произведение субъективно, так как это точка зрения автора на событие или личность героя. В тексте может не быть прямой авторской характеристики персонажа, но те средства, которые выбирает автор для создания своего произведения, уже о многом говорят внимательному читателю.
Погрузиться в мир описываемой эпохи нам помогает лексика, которую использует Пушкин: «ныне», «сбирается», «волхвы», «владыка», «врата», «глава», «недруг», «сеча», «почил», «тризна». Историческую достоверность происходящему придают общеизвестные факты из жизни Олега (борьба с «неразумными хозарами», «щит на вратах Цареграда»). Торжественность создается с помощью ритма, выбранного автором песни: «Как ныне сбирается вещий Олег // Отмстить неразумным хозарам…». Пространства князя-воина и кудесника противопоставлены: один всегда на открытом месте, другой выходит к князю из темного леса, причем Олег сам идет навстречу своей судьбе: «И к мудрому старцу подъехал Олег».
Четвертую часть текста занимает текст предсказания, что говорит о том, что даже число строк может нам подсказать значимость для автора той или иной детали. В песне два говорящих героя — Олег и кудесник. Вещий Олег обращается к волхву, к коню (живому и мертвому), к дружине. Даже мысли князя нам известны благодаря автору: «Что же гаданье? // Кудесник, ты лживый, безумный старик! // Презреть бы твое предсказанье!» В песне много обращений («кудесник, любимец богов», «мой товарищ, мой верный слуга», «отроки-други», «друг одинокий»…), характеризующих отношение главного героя к тому, с кем он говорит.
Произведение небольшое по объему и насыщено событиями, но все же две строчки при описании могилы автор уделил степному пейзажу: «их моют дожди, засыпает их пыль, и ветер волнует над ними ковыль». Эпитеты как всегда раскрашивают текст: лес «темный», село «светлое», море «синее», стремя «позлащенное», кудри «белы», лента змеи «черная». Дважды в тексте песни повторяется сцена пира, вместе с Олегом и уже без него «бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». Слово «поминать» имеет два значения: прощаться (справить поминки) и вспоминать.
Помнили о вещем Олега в XIX веке, помнят и сейчас.