Вы находитесь: Главная страница> Лесков Николай> Художественный мир Лескова (по «сказу о тульском косом левше и о стальной блохе»)

Сочинение на тему «Художественный мир Лескова (по «сказу о тульском косом левше и о стальной блохе»)»

Каждый писатель стремится создать особый мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира действительного. Причем неоднократно отмечалось, что в разных произведениях одного и того же писателя «миры» могут быть так же различны, изменяясь в зависимости от сложности общественной или внутренней обстановки, характеров изображаемых героев. В первую очередь сказанное относится к творчеству таких своеобразных и самобытных писателей, как Н.С. Лесков. Настолько разнообразны герои, сюжеты, тематика его произведений, что иногда вызывает затруднение определить какое-либо художественное единство.

Однако в них много общего, например, тотальность, черты характеров персонажей и главных героев, мотивы. Поэтому, невольно настраиваешься на определенный лад, прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное. Видится атмосфера, обстановка, среда, погрузившись в которую, можно открыть удивительный и интересный в своем своеобразии мир. С первых страниц мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачным, так как он населен в основном героями — «правдоискателями», которых окружают глупцы и невежды, единственной целью которых является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе писательского таланта Лескова в изображении героев преобладают оптимистические сюжеты, ощущается внутренняя красота и гармоничность художественного мира. Герои Лескова на удивление безупречны и благородны, их речь красива своей простотой и передает мысли, содержащие «вечные» истины: о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. «Жители» мира Лескова настолько реальны, что нас не покидает уверенность в том, что их прототипами были реальные люди.

Нет сомнений в том, что автор действительно сталкивался с ними во время своих бесчисленных поездок по стране. Все герои, какими бы обыкновенными и простыми они ни были, — праведники, так их определяет сам Лесков: «Люди возвышающиеся над чертой простой нравственности и потому святы господу». Цель автора — обратить внимание на русский народ, на его характер и душу, что, несомненно, ему удается. Лесков в полной мере раскрывает характер русского человека со всеми его достоинствами и недостатками. При чтении произведений Лескова особенно бросается в глаза вера героев в Бога и безмерная любовь к родине. Эти чувства поражают своей открытостью и глубиной, что человек, находящийся под влиянием этих эмоций, может одолеть все преграды, стоящие перед ним. Самопожертвование всегда было присуще русскому человеку, он готов достичь поставленной даже своей жизнью, чтобы достичь поставленной цели, которая непременно высокая и прекрасная. Но как бы ни был русский человек прекрасен и чист душою, он наделен и отрицательными качествами, одним из которых является склонность к пьянству. Этот порок неоднократно обличается Лесковым в своих произведениях, герои в итоге понимают, что пить бессмысленно и нелепо, но не могут справиться с этой пагубной привычкой. Это, видимо, уже отрицательная русская особенность поведения — отводить душу, топить проблемы в вине.

Произведение «Левша» с легкостью можно поставить на первое место. Сказание об этом персонаже обладает изумительными свойствами: по своей сути совсем не веселое произведение, но в памяти остаются только светлые впечатления, помимо всего прочего, это сказание похоже на реальную жизнь. Произведение получилось столь народным не без влияния того старого оружейника из Сестрорецка, о котором Лесков упоминает в предисловии к первым изданиям этого произведения. Мир Лескова — мир русских людей, трепетно творимый и хранимый ими для них же самих. Все произведения написаны Лесковым с таким пониманием даже самых непостижимых глубин человеческой психики, с такой любовью к «праведникам» и России, что читатель невольно проникается лесковской манерой письма, начинает по-настоящему задумываться над теми вопросами, которые волновали когда-то писателя и не потеряли своей актуальности и в наше время.