Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Сочинение на тему «Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»»

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» посвящена важнейшей в творчестве
поэта теме свободы. Название ее в переводе с грузинского
имеет два значения: «неслужащий монах» и «чужеземец». Лермонтов
много странствовал по Кавказу, и восхищение удивительной
природой, гордыми характерами горцев легло в основу поэмы. Первоначальным
эпиграфом к «Мцыри» был французский афоризм «Родина
бывает только одна», отражающий стремление главного героя
вернуться домой из плена. Лермонтов заменил французский эпиграф
отрывком из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю
», что означает «Я отведал мало меда и уже должен умереть».
Второй эпиграф отражал смысл поэмы более широко: не только как
стремление героя вернуться домой, но как желание свободы, за которую
приходится платить жизнью.
Сюжет произведения несложен: пленного маленького горца оставили
в монастыре, где он вырос, собирался стать монахом, как
вдруг сбежал и был найден на третий день умирающим. Интересно,
что зерном сюжета послужил разговор Лермонтова с монахом, тоже
попавшим ребенком в монастырь не по своей воле, но с годами смирившимся
с судьбой. Композиция поэмы помогает нам понять авторский
замысел. Произведение состоит из 26 глав: первые две представляют
собой вступление, а остальные — исповедь умирающего
Мцыри, в который он рассказывает о трех днях свободы. Нетрудно
догадаться, что именно эти вольные дни и были настоящей жизнью
героя, ради них он готов умереть.
Во вступлении говорится, что монахи были удивлены внезапным
исчезновением Мцыри, который вроде бы привык к плену и собирался
«во цвете лет изречь монашеский обет». Однако в исповеди
Мцыри сразу заявляет старику-монаху, что он никогда не мог смириться
с жизнью в неволе:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну-но пламенную страсть…
Это была мечта о свободе и возвращении в родной аул. Рисуя
бегство Мцыри, Лермонтов использует прием параллелизма: состояние
души героя созвучно с состоянием природы. Мцыри покидает
монастырь в бурю. Монахи, испуганные грозой, «ниц лежали на земле
», а Мцыри смело бросился в гущу стихии:
…Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Все три дня скитаний героя проходят в его тесном слиянии с природой.
В уста Мцыри Лермонтов вкладывает вдохновенный гимн красотам
Кавказа. Герой поэмы удивительно чутко воспринимает окружающий
мир. Убежав от людей, он начинает ощущать себя частью природы:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей.
Мир видится Мцыри одухотворенным: скальные уступы, ведущие
в пропасть, — это лестница злого духа; роса в «божьем саду» —
«небесные слезы»; небо так чисто, что «ангела полет прилежный
взор следить бы мог». Мцыри уходил не от людей, а от своих невольных
тюремщиков — монахов. Герой стремиться попасть на родину,
к соотечественникам. Трудно вообразить, какое волнение почувствовал
одинокий юноша, увидев молодую грузинку, вышедшую
за водой. Простая песня, которую напевала женщина, навсегда запала
ему в душу. Мцыри не решился войти в саклю за женщиной, его
толкало вперед желание попасть на родину. Пробираясь через чащу,
герой сбился с пути и почувствовал отчаяние. Но даже в таком состоянии
Мцыри не желает людской помощи, он ощущает себя «степным
зверем» и, встретившись ночью в лесу с барсом, принимает бой.
Битву Мцыри с барсом можно считать кульминацией поэмы.
Юноша воспринимает встречу с диким зверем как собственное испытание
на мужественность, он хочет доказать, «что быть бы мог
в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри одерживает победу
над свирепым противником, но настоящего триумфа нет:
судьба не хочет указать герою дорогу домой. Когда израненный и измученный
Мцыри выходит из леса, он с ужасом узнает знакомый
звук монастырского колокола:
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда.
Обессиленный юноша падает, его томит предсмертный бред,
когда монахи находят его и приносят в монастырь. Конечно, Мцыри
был измучен трехдневными скитаниями, но главной причиной его
смерти является безнадежность: побывав на воле, он не может возвратиться
в монастырь. Не добравшись до родного аула живым, он
хочет достигнуть его в последнюю минуту мысленно и просит
перенести его в сад, откуда виден Кавказ.
Судьба Мцыри трагична, но повествование о нем нельзя назвать
тоскливым и мрачным. Напротив, вся поэма — это гимн свободе, восхищение
красотой мира и могучим человеческим духом. «Мцыри» —
романтическое произведение: главным героем его является бунтарь-
одиночка, который ощущает в душе конфликт между идеалом и действительностью,
события происходят на фоне экзотической природы.