1. Проблема личности в романе.
2. Особенности времени создания.
3. Трагизм Печорина.
4. Авторское отношение к герою.
«Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
М. Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — это первый прозаический, социально-психологический и философский роман в русской литературе. И центральное место в нем занимает проблема личности. В романе решается та же злободневная проблема, которая поставлена в «Думе»: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX века.
В отличие от Онегина А. С. Пушкина, который, разочаровавшись в жизни, погружается в праздную томительную среду, Печорин постоянно в гуще событий. В тревожных условиях на Кавказе, вызванных войной с горцами, всесторонне раскрывается деятельная натура героя. Автор сводит Печорина с людьми различных национальностей, профессий, убеждений. Читая роман, я с напряженным вниманием следил за событиями, стремясь понять загадочный и противоречивый характер героя.
Печорин во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Поставленная им цель достигается любыми средствами во что бы то ни стало. «Таков уж был человек, бог его знает», — говорит о нем Максим Максимыч. Но цели Печорина мелки, часто бессмысленны и всегда эгоистичны. Героя часто охватывает скука и полное безразличие к окружающим. Равнодушие к людям, разо-, чарованность сказываются на его отношении к ним. Печорин говорит: «…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…».
В повести «Максим Максимыч» впервые открывается трагедия Печорина. Он и Максим Максимыч
— люди разных миров. Жестокость Печорина по отношению к старику — внешнее проявление его характера, под которым кроется горькая обреченность и одиночество. Но откуда эта преждевременная душевная усталость и, как следствие, глубокое разочарование в жизни?
Главные особенности того времени, когда создавался роман Лермонтова, очень хорошо раскрыл А. И. Герцен. По его словам, эти годы «были ужасны… людьми овладевало глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей…». Была переходная эпоха. Идеалы прошлого были разрушены, а идеалы новые еще не успели сформироваться. И в Печорине по принципу контраста как раз и отражено писателем то, «что на простом языке называется “хандрою” и “сомнением»».
Печорин скучает в обществе мелких завистников и ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к людям, среди которых он вынужден жить. Свободолюбивые идеи, воспринятые Печориным в ранней юности от декабристов, сделали его непримиримым по отношению к действительности. Но николаевская реакция, наступившая после разгрома декабристов, не только лишила его возможности действовать в духе свободолюбивых идей, но и поставила под сомнение эти идеи. А уродливое воспитание и жизнь в светском обществе не позволили ему подняться до правильного понимания жизни. Печорин сам признается Максиму Максимычу, что его «душа испорчена светом». Эгоизм Печорина — результат влияния светского общества, к которому он принадлежит от рождения.
По моему мнению, Печорин — натура деятельная, глубокая, одаренная. Его трагизм в ясном понимании таящихся противоречий «между глубокостью натуры и жал костью действий». Ощущая собственную ненужность и бесполезность своей жизни, Печорин говорит: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… узнав хорошо свет и пружины жизни… я сделался нравственным калекой». Его мысли вызывают сочувствие и сострадание: “Зачем я жил? Для какой цели родился?… А верно она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…”».
В истории с Мери, как и в других драматических эпизодах романа, Печорин выступает одновременно и жестоким мучителем, и глубоко страдающим человеком. Ему свойственны живые порывы сердца и подлинная человечность.
Авторское отношение к Печорину неоднозначно. Лермонтов осуждает индивидуализм Печорина, не считающегося с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути. Но в то же время слова Лермонтова о Печорине («это портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии») не являются окончательным осуждением героя.
Печорин выступает в романе как представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов. И как многие сверстники, он потратил все силы на то, чтобы насытить свою гордость, удовлетворить свое честолюбие, но счастья не обрел. Каждый шаг Печорина доказывает, что полнота жизни, свобода самовыявления невозможны без полноты жизни, чувства, без истинной любви в самом человеке к окружающему его миру, к людям. Межчеловеческая связь прерывается, если общение человека идет лишь в одном направлении: к тебе, но не от тебя. А Печорину не суждено «понять внутренний голос человеческой природы и пойти за ним туда, где он мог бы обрести наконец истину человеческого существования.