Трилогия «Хождение по мукам» — это роман о русской интеллигенции, о ее пути к Октябрьской революции. Работа над эпопеей, над одним из главных созданий художника, продлилась больше 20 лет, от одной эпохи к другой, от гражданской войны к Отечественной. I часть трилогии — роман «Сестры» — он писал в 1919—1921 годах, II часть — «Восемнадцатый год» — в 1927—1928 годах, и III — «Хмурое утро» —в 1939—1941 годах. В «Хождении по мукам» встречаются стержневые для Толстого вопросы: куда и как движется история, что ждет Россию, какая роль принадлежит воле отдельного человека в главном общественном движении эпохи? В I части романа — в «Сестрах»— предреволюционное буржуазное общество, его нравы, искусство, политика, охваченная «духом разрушения». В картинах быта, в выразительных зарисовках героев художник верно передал атмосферу жизни петербургской интеллигенции. Особую социальную заостренность приобретают в романе «Сестры» образы интеллигентов- либералов — адвокат Смоковников, журналист Антошка Арнольдов, члены редакции буржуазной газеты «Слово народу». А. Толстой метко очерчивает физиологию либералов — их мизерное двоедушие, карьеристские устремления. В ироническом освещении автор дает описания картин и стихов футуристов, с их вывернутыми понятиями о красоте и путаницей ассоциаций. Поэт Бессонов изображен в романе как мрачный пророк всеобщей гибели, загадочный и демонический гений. Он завораживает юную Дашу своими стихами, пропитанными ядом философии «расточения». В душе Даши спорят два начала, два увлечения — «бессоновское» и «телегин- ское». В романе сразу же бросается в глаза лейтмотив образа инженера Телегина, мотив ценности реального и надежного. С Телегиным для Даши связаны надежды на духовно крепкую, серьезную, невыдуманную жизнь. Чувство национальной чести, стремление к сближению с народной жизнью, нравственная чистота — все это отличает Телегина, как и Дашу, Катю, Рощина, от декадентствующей интеллигенции. Телегин теснее других связан с реальностью, с трудной жизнью. Его демократичность — залог верного выбора пути — на стороне революции. Но в романе эти два мира — мир сестер и исторической жизни — пока существуют порознь. Главные герои романа «Сестры» — натуры внутренне подвижные, честные перед своей совестью. «Идея России» и идея революции в «Сестрах» еще не соединены. Во II части трилогии— «Восемнадцатый год» — сердцевиной произведения становятся кардинальные проблемы эпохи революции, народа и интеллигенции в период гражданской войны. Основной пафос «Восемнадцатого года» — пафос великих трудностей, мук борьбы и их преодоление. Через весь роман проходит образная идея года — «урагана», разбушевавшейся крестьянской стихии. Роман открывается эпизодом совещания совнаркома, на котором обсуждается вопрос об угрозе, нависшей над Республикой. Заканчивается «Восемнадцатый год» картиной трагической гибели черноморского флота, контрреволюционный мятеж и, наконец, о покушении на Ленина. Драматичны образы людей из народа, которые наиболее рельефно выписаны в романе «Восемнадцатый год» — Семен Красильников, Мишка Соломин, Чертоногов. А. Толстой в этом романе рисует начало гражданской войны в образах войны-митинга. Враги революции представлены в романе различными фигурами — Корнилов, Деникин, Каледин и другие белогвардейцы. Просветленность преобразующего себя мира и человека — основной мотив последней книги трилогии «Хмурое утро». В образах «Хмурого утра» брезжит не только «утро» военных побед, но и утро «Молодой России», начавшей строить. Финал романа — картина партийного съезда в Большом театре с волнующим обсуждением ленинского проекта электрификации, преобразования страны. В образах героев войны в «Хмуром утре» А. Толстой показывает гармоничность характера. Особенно интересна в этом отношении образная связь-отталкивание между Латугиным и Ша- рыгиным. Если Латугиным движет сила чувств, вдохновение, то в образе рабочего Шарыгина обрисован человек, усвоивший «главное» в революции — ее «науку, разум, дисциплину». Между Латугиным и Шарыгиным идет постоянный спор об этом. Ивана Гору в романе «Хмурое утро» мы видим впервые глазами Даши. Иван Гора выглядит здесь существом непроницательным, чуждым всякой жалости, но в какой-то момент его душа открывается своей другой стороной. Ценой трагических потерь в своей жизни герои преодолевают расплывчатые, гуманистические идеалы; вместе с инженером Телегиным и офицером Рощиным Катя и Даша Булави- ны приходят к революционному народу, познают радость обновления, принесенного Октябрем. На страницах трилогии оживает политическая и военная стратегия Октябрьской революции. Герои «Хождения по мукам» стали участниками и свидетелями всех важнейших событий времени. В финале три- логии-эпопеи герои навсегда осознают свое родство с родиной и народом. Художественный мир трилогии захватывает нас героизмом и страданием, через которые проходит русский народ. В «Хождении по мукам» впервые столь ярко раскрылось богатство языка А. Толстого.