Центральной темой в произведениях Александра Блока является тема России. Обращение к России как к путеводной звезде пусть иногда пропадающей в темноте, красной нитью проходит через все творчество поэта. Этот дорогой сердцу Блока образ «был светел навсегда», он порицал и призывал, рождал волю к преодолению душевной лени, выводил из житейских лабиринтов. В ранней лирике она безупречная, полусказочная. Здесь видно влияние Пушкина и Аксакова. Реальный взгляд оформляется в 1905-1906 годах.
Происходящие события в университете, волнение в селах влияли на душевное состояние Блока, подсказывая временами полностью непривычные для поэта сюжеты и темы, примером чему может послужить стихотворение «Фабрика». Эта работа была написана как политический протест против порядка и строя сложившегося на тот момент в обществе. Блок показывает всю неприглядную жизнь рабочих. Он говорит, что при таких условиях труда их неминуемо ждет смерть. Для большей выразительности сложившейся в рабочей среде ситуации поэт подобрал следующие строчки: «Медный голос зовет согнуть измученные спины». Но Блок отмечает, что они не протестуют. Желтый цвет указывает на низость и бессердечность в среде начальников. Это стихотворение яркий пример того, что Блок не был безучастен к политическим вопросам, сам взывал к протесту, не напрасно цензура запретила его. Россия во многих стихотворениях Блока одушевляется женщиной. Эта дама весьма таинственна, и все же Блок раскрывает некоторые ее черты: она привлекает своей простотой, заботлива и чувствительна, о чем говорят ее слезы.
Но наряду с положительными чертами Блок выделяет у женщины-России и отрицательные. С тех пор, как прошли «годы золотые», она оскудела, и стала попадать под большое влияние «чародеев», под которыми понимаются другие державы, желающие бесцеремонно воспользоваться богатствами России. Читая стихотворение «Россия», мы произносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой тонут расписные спицы и оттого еще больше пачкаются. Если рассматривать стихотворение в цветном плане, то оно имеет неброскую гамму красок, но звуки у каждого читателя возникают свои. Блок не дает нам конкретных «звуковых» вех, но все же, если попытаться проникнуть в этот серый мир российской действительности, то мы почувствуем хлюпанье грязи под ногами, скрип колес и отдаленные звуки женского плача. Поэзия Блока в целом и стихотворение «Россия» в частности не потеряли своей злободневности и в настоящее время, когда Россия находится в определенной зависимости от Запада. Юлок хотел подчеркнуть неразрывную связь судьбы отдельно взятого человека и судьбы России.