Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> «История души человеческой» в романе «Герой нашего времени»

Сочинение на тему ««История души человеческой» в романе «Герой нашего времени»»

Главный персонаж романа «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин — личность яркая, выдающаяся и привлекательная, несмотря на то, что это «портрет, составленный из пороков всего… поколения», а, может быть, именно в силу этого.

Поскольку речь идет об «истории души», то уместно будет вспомнить те немногие факты, которые нам известны о ранней молодости Печорина. Этих фактов немного, но из них складывается ясный портрет Печорина-юноши. Он был мечтателен, он увлекался, он умел любить, и, видимо, многого ждал от жизни. Его воображение рисовало будущее в радужных тонах. Но, к сожалению, разочарование пришло слишком скоро. Может быть, это случилось потому, что Печорин — личность, стоящая на голову выше толпы. Ему скучны, пресны, неинтересны те вещи, которыми наполняет свое существование обыватель. Чем больше Печорин узнавал жизнь, тем ему становилось противнее. Мы встречаем на страницах романа уже не увлекающегося юношу, а зрелого и порочного циника.

Интересно, что, вполне объективно оценивая свой характер, главный герой склонен обвинять в своих дурных наклонностях окружающих. Якобы люди «видели» в нем пороки, и постепенно он стал обладать ими на самом деле. Если он и прав, то лишь отчасти. Он слишком сильная личность, чтобы настолько поддаваться влиянию окружающих.

Печорин способен вызывать к себе симпатию как женщин, так и мужчин. Это не удивительно: он человек яркий, неординарный, язвительный, эффектный, словом, привлекающий не только внимание, но и сердца. Но именно тех людей, которые имели несчастье его полюбить, Печорин заставляет невыносимо страдать. Примеров огромное множество. Это и Бэла, которую он так недолго любил, и княжна Мери, которую соблазнил из пустого эгоизма, и несчастный простодушный и недалекий Максим Максимыч, считавшийся другом до той норы, пока мог быть полезен. Печорин — личность противоречивая, поэтому нас нисколько не удивляет, что в основе его не всегда благородных начинаний часто лежат самые благие побуждения. Яркий пример тому — Бэла. Ведь он любит ее, сам верит в искренность своих чувств и не сомневается, что может сделать ее счастливой. Но ему очень скоро становится скучно с ней.

Скука — вот смертельный враг Печорина, она преследует его повсюду отравляет даже самую светлую радость. Как тут не вспомнить вечно скучающего Онегина? Еще один герой, страдавший от этого неизлечимого недуга — хандры.

Скука, равнодушие, усталость и обреченность — постоянные спутники Печорина. Они заставляют его приносить людям разочарование. В нем нет озлобленности. Не от злости он делает людям больно.

Возможно, беда Печорина еще и в том, что он склонен к самоанализу, а также к психологическим наблюдениям, размышлениям. Он пристально наблюдает за людьми и разочаровывается в них тем больше, чем больше узнает. Он знает, чего ждать от пик. 11е приходится в таком случае удивляться, отчего сердце его в конце концов черствеет. Это так легко проследить на примере его отношений с женщинами. Сначала была Вера, которую он любил даже после того, как они расстались. В главе «Княжна Мери» есть удивительная сцена, когда Печорин пытается догнать Веру, падает в траву и плачет… А потом самому себе объясняет это расстроенными нервами и пустым желудком. Он умеет гасить в себе чувства, и это умение развивается с годами. В то время, когда Печорин встречает княжну Мери, его душа уже мертва для всяких новых чувств. Нот почему при чтении главы испытываешь к Мери огромную жалость: она была самой несчастной и беззащитной жертвой Печорина. Историю увлечения Бэлой можно объяснить как последнюю вспышку чувств, желание испытать то, что волновало в юности.

Жизнь Печорина можно назвать постоянным безрезультатным поиском. Он ищет понимания, по никто из окружающих и даже любящих людей не способен понять его. Ищет остроты ощущений и .тоже не находит. В душе желая быть непосредственным участником событий, герой остается лишь безучастным наблюдателем. Он со спокойствием и невозмутимостью экспериментарует над людскими судьбами и изучает души. В результате Печорин становится равнодушен не только к людям и к жизни, но далее к собственной смерти. У него нет ни мечты, ни цели, ни чувств, ни желаний, ни привязанностей, то есть ничего того, что привязывает человека к земле.

Печорин — герой романтический. Мне калсется, что в нем присутствуют все традиционные черты романтического героя: отстраненность от всего внешнего, внутренний мир, недоступный и непонятный окружающим, сознание бессмысленности жизни. Буквально теми же словами можно сказать о Евгении Онегине. Недаром этих героев часто сравнивают: пусть у них разные судьбы, но трагедия одна. Это трагедия человека, наделенного если не выдающимися способностями, то недюжинным умом и тонкой психологией, который вынужден вращаться в косном и чопорном обществе. Это беда всей эпохи, как Лермонтов и подчеркнул в заглавии книги.

Видимо, все же правильно Печорин винил общество в том, что оно пагубно на него влияет. Пусть он порочный человек, но в нем есть способность и к любви, и к дружбе. Мне кажется, он теряет ее только потому, что не может встретить ни капли понимания. Да и люди вокруг него мелкие. Может быть, они и недостойны тех любви и дружбы, которые мог бы дать им Печорин?

Печорин, как истинный фаталист, верит, что не молсет изменить свою судьбу. И это не единственная его беда. Он сознает свое одиночество и обреченность. Остается желать, чтобы этот герой никогда не встречался в реальной жизни и оставался лишь ярким и трагическим литературным персонажем.