Лирика Пушкина затронула, пожалуй, все самые значимые исторические события, свидетелем которых был поэт. В его стихах отражены и Отечественная война 1812 года, и освобождение русскими Европы от «тирана», и восстание декабристов, жестоко подавленное царизмом. Эти события стали частью жизни поэта.
История прошедших веков также нашла отражение в строках пушкинских стихотворений. Поэт представляет свое видение истории, во многом близкое взглядам прогрессивной молодежи. Его поэтический голос стал голосом целого поколения.
На публичном экзамене в Царскосельском лицее Пушкин в присутствии патриарха русской поэзии Гавриила Романовича Державина прочитал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», посвященное войне 1812 года. Средствами высокого поэтического стиля Пушкин передает читателю дух победы русских над французскими войсками. Его восхищает, что русские дошли до Парижа победным маршем, сея не гибель и разорение, а неся «благотворный мир земле».
После окончания лицея Пушкин пишет оду «Вольность». Вольнолюбивая атмосфера лицея, где поэт провел шесть лет, оказала на него огромное влияние. «Вольностью» он стремится «на тронах поразить порок» г в этом стихотворении автор критикует политику Александра I. Пушкин был сторонником просвещенной монархии, когда страной правят справедливость, гуманность, мудрость. И возможно это лишь в сочетании с законом:
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа…
Монархия — власть закона, выше которого не должно быть ничего («Стоите выше вы народа, но вечный выше вас Закон»). Юный поэт уверен, что самовластье рано или поздно будет наказано, подобно тому как были наказаны тираны Людовик XVI и Павел I.
В стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин также выступает против тирании. Автор верит, что «взойдет звезда пленительного счастья», наступит освобождение. Пушкин подчеркивает, что его чувства это и чувства друга, к которому он обращается с призывом посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Так поэт подчеркивает общность своих помыслов с идеалами всей молодежи того времени:
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В 1819 году Пушкин гостил в имении родителей — Михайловском. Поэт был потрясен увиденным: нищая деревня, бесправные крепостные, дикие нравы. Впечатления поэта отразились в стихотворении «Деревня». Пушкин видит, что закон попирается не только в Петербурге и Москве, а во всей России: «Здесь барство дикое, без чувства, без закона».
Пушкин называет Россию «отечеством свободы», подразумевая борьбу с Наполеоном, когда русские войска прошли освободительным маршем по Европе, возвращая всем завоеванным странам независимость. Пушкин недоумевает, почему русский народ, завоевавший свободу для многих народов, в своей стране остается рабом.
Вольнолюбивая лирика явилась причиной ссылки Пушкина на юг страны. Через четыре года поэта направляют под надзор родителей в Михайловское. Если на юге у него были друзья, то в деревне он оказывается одинок.
В стихотворениях этого периода звучат грустные ноты. Если в раннем творчестве Пушкина лирический герой окружен верными друзьями, свободен и деятелен, то в стихотворении «К морю» он одинок и печален. Море для Пушкина — символ свободы. Поэт прощается со стихией. Этой вольной стихии противостоит «брег», где процветает рабство, «скучная, неподвижная» земля.
У Пушкина чисто лирическое воспоминание тяготеет по содержанию к историческому и часто с ним сливается или переходит в него. В стихотворении «19 октября» (1825) раздумья о личных судьбах друзей Пушкина по лицею неразрывно связаны с размышлениями об исторических событиях, свидетелями которых они были. «Память сердца», побеждая время, пространство и даже смерть, не только свято хранит отрады прошлого, но остается нетленной духовной ценностью всех лицейских братьев.
Во всех пушкинских стихотворениях слияние личного с историческим сообщает лирической теме глубокий нравственно-психологический и философский смысл. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» обращено к друзьям поэта, которые были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин поддерживает декабристов, утверждает, что их дело не погибло, на свободе остались их «братья». Поэт убежден, что самодержавие падет, что свобода восторжествует.
Верность декабристским идеалам звучит и в стихотворении «Арион», которое Пушкин написал через несколько дней после годовщины казни пятерых декабристов. В стихотворение поэт вложил печальные воспоминания об этой жестокой расправе. Трагический сюжет соответствует настроению. Поэт повествует о певце, который плыл вместе со своими друзьями на корабле. Корабль утонул, друзья погибли, а певец «на берег выброшен грозою». Этот сюжет аллегоричен: под певцом Пушкин подразумевает себя, под кораблем — дело декабристов. Корабль погиб. Друзья сурово наказаны «вихрем шумным». Лишь автор остался на свободе. Но гибель корабля и друзей не смогла поколебать твердую веру поэта в правоту дела. «Я гимны прежние пою», — пишет Пушкин в подтверждение своей верности свободолюбивым идеалам.
В стихотворении «Пророк» Пушкин размышляет о назначении поэта. Разочарование в поэзии, пришедшее в годы южной ссылки, отступает. Поэт сознает, что нужен людям. Герой этого произведения — поэт- пророк, призванный «глаголом жечь сердца людей». Пушкин вновь утверждает действенную силу искусства и верит, что поэзия способна изменить мир к лучшему.
Все творчество Пушкина является стремлением именно к этой цели. Обращался ли поэт к истории или к современности, он всегда обращался к человеку, к его лучшим качествам — уму, достоинству, свободолюбию.