Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> «История Пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение на тему ««История Пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»

План
Введение
«История пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка» посвящены одному историческому событию — восстанию Пугачева, но имеют большое различие.
Основная часть
Разница между «Историей пугачевского бунта» и романом «Капитанская дочка»:
а) «История пугачевского бунта» — документальное произведение;
б) В центре повествования «Капитанской дочки»- вымышленные герои;
в) портрет Пугачева в «Истории…» и «Капитанской дочке»;
г) обыгрывание деталей в романе.
Заключение
Главное отличие романа от «Истории…» в эмоциональной авторской позиции.
«История Пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка» посвящены одному и тому же событию — восстанию Пугачева, но два этих произведения очень различаются между собой.
«История Пугачевского бунта» — это документальное произведение, основанное на точных данных. Автор подробно исследует появление Пугачева в уральских степях, развитие движения восставших, точный его маршрут. Сведения из документов изложены точно, сухо, без эмоций. Так же рассказывает Пушкин и о пленении и казни Пугачева. Роман «Капитанская дочка» написан иначе. В нем в центре повествования — история вымышленных героев: Гринева, Швабрина, Маши Мироновой. Но их личные события происходят на фоне событий исторических, к которым ни автор, ни герои не остаются равнодушными.
Встреча Гринева и Пугачева происходит случайно, во время бурана в степи. Пугачев много странствовал, и такая встреча героев вполне была бы возможна. Но портрет героя в «Истории…» и в романе совсем различный. В «Истории Пугачевского бунта» дан стандартный словесный портрет: «сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином». А в романе портрет героя психологический, то есть по нему можно определить характер героя: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч… живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Ум и лукавство видны в этом портрете в отличие от документального изложения.
Автор также художественно обыгрывает в романе разные детали. Пугачев много скитался, подбивая казаков к восстанию. Пушкин изображает иносказательный разговор с хозяином постоялого двора, где идет речь об этой подготовке. Известно, что Пугачев был неграмотен. Это также рисуется Пушкиным в комической сцене подачи челобитной Савельи- чем. Пугачев вертит бумагу в руках «с видом значительным» и отдает ее своему «секретарю»: «Что ты так мудрено пишешь? Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать». Наконец, автор показывает характер Пугачева в самых разных ситуациях: при взятии крепости, на пиру со своими «генералами», в беседе с Гриневым и Швабриным.
Всюду Пугачев показан как живой человек, иногда жестокий, иногда благородный, иногда авантюрист. И автор не остается бесстрастным наблюдателем. Глазами Гринева он показывает разорение русских деревень после бунта, смерть людей, их страдания и как бы от его лица говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» В эмоциональности авторской позиции и есть главное отличие романа от «Истории Пугачевского бунта», документального произведения.