Вы находитесь: Главная страница> Чернышевский Николай> Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?»

Сочинение на тему «Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?»»

Если есть на свете «крылатые» фразы, то должны быть и «крылатые» вопросы. Вечно парят они в воздухе, которым ды¬шит человек разумный. Мне кажется, что умение правильно поставить вопрос так же важно, как ответить на него. Например, английская литература интересовалась: «Быть или не быть?» вообще, а русская литература середины девятнадцатого века конкретно спросила: «Кто виноват?» и «Что делать?» Мир уст¬роен несправедливо: богатые и бедные, добрые и злые, счастли¬вые и несчастные… Оставлю за рамками данного сочинения многогранный вопрос А. И. Герцена о том, кто в этом виноват. Моя задача понять, что же предложил сделать русский писатель, публицист, но более всего общественный деятель Николай Гав¬рилович Чернышевский для того, чтобы устройство человечес¬кого общества стало справедливым. Можно ли избавить землю от бедности, несчастий и злодейств?
Мне кажется, что если человек живет плохо и неправильно, то для начала он должен это осознать. Такие люди встречались во все исторические времена и во всех странах. В русской лите¬ратуре девятнадцатого века они появились сначала под назва¬нием «лишних» людей, лучшие качества которых не находят применения в современной жизни. От этого страдали и Онегин, и Печорин, и Чацкий. Потом появился «нигилист» Базаров со своим полным отрицанием всех ценностей старого мира, но без желания предложить что-либо конструктивное. А в конце пяти¬десятых годов в литературу вошли «особенный человек» Рахме¬тов и «новые люди», описанные Н. Г. Чернышевским. Кто же они и откуда?
В России девятнадцатого века начало формироваться новое сословие. Людей этих назвали «разночинцами», видимо пото¬му что у них были разного рода чины и звания: от уездных вра¬чей и священников до судейских и первых инженеров. Черны¬шевский увидел в них людей не только образованных и способных к труду. Среди них было много неравнодушных к судьбе русского народа. «Это, господа, странная молодежь…» — говорит автор проницательному читателю. Мне кажется, что это были первые ростки русской интеллигенции. Именно для этих людей книга «Что делать?» должна была стать руководством к действию.
Первым делом нужно заняться образованием души и ума русского народа, считает автор. Душе нужно дать свободу и осо¬знание того, что поступать честно и благородно гораздо выгод¬нее, чем обманывать и трусить: «Твоя человеческая натура силь¬нее, важнее для тебя, чем каждое отдельное твое стремление… будь честен… вот и весь свод законов счастливой жизни». Уму нужно дать широкое поле знаний, чтобы он тоже был свободен в своем выборе: «Конечно, как ни тверды мысли человека, на¬ходящегося в заблуждении, но, если другой человек, более раз¬витый, более знающий, лучше понимающий дело, будет посто¬янно работать над тем, чтобы вывести его из заблуждения, заблуждение не устоит». Так говорит доктор Кирсанов своему пациенту, но читатель понимает, что автор обращается именно к нему. Следующий необходимый шаг в продвижении к новому обществу — это, конечно, свободный и справедливо вознаграж¬даемый труд: «Жизнь имеет своим главным элементом труд… и самый верный элемент реальности — дельность». Экономичес¬кая программа Н. Г. Чернышевского описана в романе достаточ¬но подробно. Первопроходцем практического ее воплощения в жизнь является Вера Павловна, которая открывает швейную мастерскую и своим личным примером пробуждает для счаст¬ливой жизни своих работниц. Вот таким образом постепенно ко¬личество «новых» людей должно увеличиваться, пока на земле не останется злых, бесчестных и ленивых. Картину будущего общества автор рисует нам в четвертом сне Веры Павловны. К сожалению, многое в этой картине с высоты последующего ис¬торического опыта выглядит утопично. Но свою положитель¬ную роль в судьбе России просветители-народовольцы сыгра¬ли, хотя и не смогли добиться желаемого результата.
Есть в романе и другой, более радикальный вариант ответа на вопрос: «Что делать?». По цензурным соображениям Нико¬лай Гаврилович не смог описать этот путь более подробно. «Осо¬бенный человек» Рахметов, на первый взгляд, занимает в канве повествования совсем немного места. Но по воздействию наумы многих поколений российской молодежи этот образ не имеет себе равных. Рахметов — сильный, талантливый человек, кото¬рый полностью отказывается от личной жизни во имя борьбы за светлую идею. Суть идеи та же — устройство справедливого человеческого общества, но путь к нему лежит через революци¬онную борьбу со старым порядком. Кирсанов говорил: «Я при¬нимаю правило: против воли человека не следует делать ничего для него; свобода выше всего, даже и жизни». Для последовате¬лей Рахметова воля одного человека не имела значения, если она входила в противоречие с их идейной борьбой за счастье всего остального человечества. В итоге это привело мою страну к ве¬ликим потрясениям и большой крови.
В заключение я хочу сказать о самом авторе романа «Что делать?». Николай Гаврилович Чернышевский был великим гражданином нашей страны и человеком героической судьбы.
Много честных и красивых людей воспитала его книга. Они старались нести народу истину, которой служил автор следую¬щих строк: «Истина — хорошая вещь: она вознаграждает недо¬статки писателя, который служит ей». Но ведь не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает! И мне кажется, если благодаря роману хороших людей стало больше, он заслужен¬но занимает свое место в истории русской литературы.