У Н. Г. Чернышевского своеобразная философия, он убежден, что в основе всех побуждающих факторов лежит человеческий эгоизм. Во всех человеческих действиях заложена мысль о получении какого-либо блага, выгоды. Свою теорию автор подтверждает следующими доводами: «Если муж и жена жили между собой хорошо, жена искренне и глубоко печалится о смерти мужа, но как она выражает свою печаль? «На кого ты меня покинул? Что я буду без тебя делать? Без тебя мне тошно жить на свете!». В этих словах мы замечаем превалирование слов «я, мне, меня», что указывает нам на эгоизм, женщина печалиться о том как она будет дальше жить, а не о трагедии, хотя она об этом и не догадывается. Роман «Что делать?» имеет статус политического манифеста и был воспринят двояко: одна группа людей плевала в это сторону и не хотела признавать, другая же превозносила его над головами словно флаг.
Сюжет произведения построен на чувствах, но не смотря на это, автор обращался в первую очередь к здравому смыслу своих читателей. В романе «разумными эгоистами» автор показал нам Лопухова, Кирсанова, Веру Павловну, Мерцаловых. Автор в своём произведении дает общую характеристику такого типа людей: «Все резко выдающиеся черты их- черты не индивидуумов, а типа…Каждый из них- человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело… это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека во всем, безусловно?». Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на неё свою голову, на ней можно отдохнуть». Чернышевский не говорит, что они идеальны, но так же отмечает: «Тут есть всякие люди: и сибариты, и аскеты, и суровые, и нежные, и всякие, всякие».
Таким образом автор дает нам понять, что и недостатки у них так же имеются, что делает их живее. Герой романа знает свои недостатки, и готов бороться с ними, но не потому что это мешает окружающим, а выгоднее ему — сущий эгоизм. Эгоизм часто встречается в общественной жизни, и в основном он редко у кого из нас вызывает симпатию. Герои Чернышевского наоборот, внушают нам доверие своими действиями, дают почву для подражания. Верочка говорила, что хочет делать только то, что будет хотеть и пусть другие делают так же. Эгоист всегда будет делать то, что ему выгодно и если желания двух людей войдут в противоречие «разумный эгоист» откажется от исполнения своих действий не во имя благородства, а во имя выгоды себе. Чернышевский, рассматривал теорию «разумного эгоизма» как моральную теорию «новых людей», возвеличивающую человека. Он призывал человека, что бы личные и социальные интересы совпадали, а не противоречили друг другу. Чернышевский возносил людей, которые заботились о собственном благосостоянии и в то же время любили других людей, вели полезную для общества жизнь.