Умение правильно поставить вопрос так же важно, как ответить на него. Например, русская литература середины девятнадцатого века конкретно спросила «Кто виноват?» и «Что делать?» Мир устроен несправедливо: богатые и бедные, добрые и злые, счастливые и несчастные… Что же предложил сделать Чернышевский для того, чтобы устройство человеческого общества было справедливым?
Если человек живет плохо и неправильно, то для начала он должен это осознать. В конце пятидесятых годов в литературу вошли «особенный человек» Рахметов и «новые люди», описанные Н. Г. Чернышевским. Кто же они и откуда?
В России девятнадцатого века начало формироваться новое сословие. Людей этих назвали «разночинцами», видимо потому, что они были детьми разного рода чинов и званий: от уездных врачей и священников до судейских и первых инженеров. Чернышевский увидел в них людей не только образованных и способных к труду. Среди них было много неравнодушных к судьбе русского народа. «…Это, господа, странная молодежь…»,— говорит автор проницательному читателю. Мне кажется, что это были первые ростки русской интеллигенции. Именно для этих людей книга «Что делать?» должна была стать руководством к действию.
Первым делом нужно заняться образованием души и ума русского народа, считает автор. Душе нужно дать свободу и осознание того, что поступать честно и благородно гораздо выгоднее, чем обманывать и трусить. «…Твоя человеческая натура сильнее, важнее для тебя, чем каждое отдельное твое стремление… будь честен… вот и весь свод законов счастливой жизни…» Уму нужно дать широкое поле знаний, чтобы он тоже был свободен в своем выборе. «…Конечно, как ни тверды мысли человека, находящегося в заблуждении, но, если другой человек, более развитый, более знающий, лучше понимающий дело, будет постоянно работать над тем, чтобы вывесть его из заблуждения, заблуждение не устоит…» — так говорит доктор Кирсанов своему пациенту, но читатель понимает, что автор обращается именно к нему. Следующий необходимый шаг в продвижении к новому обществу — это, конечно, свободный и справедливо вознаграждаемый труд: «…Жизнь имеет своим главным элементом труд… и самый верный элемент реальности — дельность…» Экономическая программа Н. Г. Чернышевского описана в романе достаточно подробно. Первопроходцем практического ее воплощения в жизнь является Вера Павловна, которая открывает швейную мастерскую и своим личным примером пробуждает для счастливой жизни своих работниц. Вот таким образом постепенно количество «новых» людей должно увеличиваться, пока па земле не останется злых, бесчестных и ленивых. Картину будущего общества автор рисует нам в четвертом сне Веры Павловны, К сожалению, многое в этой картине, с высоты последующего исторического опыта, выглядит утопично. Но свою положительную роль в судьбе России просветители-народовольцы сыграли, хотя и не смогли добиться желаемого результата.
Есть в романе и другой, более радикальный вариант ответа на вопрос: «Что делать?» По цензурным соображениям Николай Гаврилович не смог описать этот путь более подробно. «Особенный человек» Рахметов, на первый взгляд, занимает в канве повествования совсем немного места. Но по воздействию на умы многих поколений российской молодежи этот образ не имеет себе равных. Рахметов — сильный, талантливый человек, который полностью отказывается от любой личной жизни во имя борьбы за светлую идею. Суть идеи та же — устройство справедливого человеческого общества, но путь к нему лежит через революционную борьбу со старым порядком. Кирсанов говорил: «…Я принимаю правило: против воли человека не следует делать ничего для него; свобода выше всего, даже и жизни…» Для последователей Рахметова воля одного человека не имела значения, если она входила в противоречие с их идейной борьбой за счастье всего остального человечества. В итоге это привело мою страну к великим потрясениям и большой крови.
В заключение я хочу сказан» о самом авторе романа «Что делать?». Николай Гаврилович Чернышевский был великим гражданином нашей страны и человеком героической судьбы.
Много честных и красивых людей воспитала его книга. Они старались нести народу истину, которой служил автор следующих строк: «Истина — хорошая вещь: она вознаграждает недостатки писателя, который служит ей…» Но ведь не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. И, мне кажется, если благодаря роману хороших людей стало больше, он заслуженно занимает свое место в истории русской литературы.