Тема свободы — ведущая в лирике А. С. Пушкина, «свобода», «воля», «вольность» —ключевые понятия в его творчестве. Свобода рассматривается поэтом как социальный, политический и нравственный идеал. Однако эта тема по-разному осмыслялась на различных этапах его жизни в связи с эволюцией пушкинского мировоззрения. Уже в стихотворениях 1817-1819 годов свобода становится высшим общественным благом и целью, к которой устремлён поэт.
В произведении 1815 года «Лицинию» А. С. Пушкин говорит о гражданских и политических свободах; лирический герой подчёркивает, что рабство подточило и погубило великий Рим: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Уже в этом стихотворении Пушкин бросил вызов самодержавию, в последующие годы он продолжил тему взаимоотношений народа и царя.
Воде «Вольность», написанной в 1817 году, Пушкин описывает угнетённый мир: повсеместное нарушение закона («законов губительный позор»), «неволи немощные слёзы». В этом произведении, несомненно, чувствуется влияние пушкинских предшественников (Радищева, Державина — «Властителям и судиям»). Поэт призывает « владык» склониться « под сень надёжную закона»; восславляя закон и просвещение как основу свободы человека, А. С. Пушкин с негодованием пишет о « тиранах мира», в которых видит источник несвободы. Картине общего запустения Пушкин противопоставляет идеал государственного устройства, где «неподкупна рука» «владык», равно простирающих на своих граждан «с вольностью святой // Законов мощных сочетанье». Однако, с точки зрения Пушкина, гражданская свобода не может быть достигнута путём революции: в своей оде он подчёркивает разрушительный характер французской революции, называя казнённого Людовика «мучеником ошибок славных»; рисует мрачную картину убийства Павла I, указывая на то, что это акт возмездия тиранам.
Если в оде «Вольность» поэт говорит о внешней зависимости во всемирном масштабе, то в стихотворении «Деревня» (1819) он критикует русское крепостничество. Стихотворение имеет двучастную композицию: первая часть (до слов «.. .но мысль ужасная ») представляет собой идиллию, в то время как вторая — политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего. Деревня для лирического героя —это, с одной стороны, «пустынный уголок», некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, « приюте спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духовную свободу, «от суетных оков освобождённый», он предаётся «творческим думам».
Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается нам во второй части, где Пушкин обличает несовершенство социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение крестьян. В одном из писем он заметил, что «ныне же политическая свобода неразлучна с освобождением крестьян». Лирический герой его стихотворения «Деревня» (отождествляемый с самим поэтом) не приемлет несправедливости и беззакония, желает «тревожить сердца» людей, обнажая бесчинства помещиков и безысходность жизни крестьян, мечтает увидеть «народ неугнетённым» и «Отечество свободы просвещённой».
Если адресат пушкинского обличения —• мир, поражённый тиранией, то в послании «К Чаадаеву» (1818) он обращается к конкретному лицу —Чаадаеву, своему другу и единомышленнику. В этом стихотворении Пушкин призывает к служению отчизне за идеал — свободу. Но на первый план выходит внутренняя свобода, без которой поэт не мыслит достижения общественной свободы. А. С. Пушкин подчёркивает, что свобода так или иначе связана с душевными порывами, с представлениями о чести и доме:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Не случайно сравнение ожидания «минуты вольности святой» с томленьем любовника перед «верным свиданьем». Свобода — это страсть, горящая в «нетерпеливой душе», «желанье», стремление к счастью. В заключительных строках послания возникает образ «звезды пленительного счастья», надежда на осуществление желаемого. Стихотворение заканчивается жизнеутверждающей нотой — надёждой на отмену крепостного права, падение самодержавия («обломки самовластья»).
Позже, во второй половине 20-х годов XIX столетия, в стихотворении «Анчар» (1828) Пушкин даёт философское осмысление проблемы рабства и деспотизма, социальной несвободе: поэтической картиной-символом он показал, что не принимает позиций ни раба, ни господина, неспособных бороться со злом.
В романтической лирике Пушкина 1820-1824 годов тема свободы занимала центральное место, своеобразным манифестом можно считать его слова из послания «Дельвигу»: «одна свобода мой кумир».
Конец 1820 — начало 1823 года — время пушкинского домашнего ареста за дуэль со Стасовым, поэтому неудивительно, что в центре внимания стихотворения «Узник», напечатанного в 1822 году, —личная свобода. «Узник» —романтическая аллегория самого поэта в изгнании, свобода — это вольная жизнь за пределами « темницы сырой », простор, изображённый поэтом с помощью деталей романтического пейзажа: белеющая гора, «морские края», где гуляет ветер, и к этой жизни призывал поэта орёл — его « грустный товарищ». Образ «кровавой пищи», которую клюёт «подокном», перекликается с образом «кровавой чаши» (стихотворение «В. JI. Давыдову»), олицетворяющим революцию. «Вольная птица» обращается к лирическому герою с призывом вырваться на свободу, в этом содержится намёк на задуманный Пушкиным побег из заточенья.
Годом позже Пушкин написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», в нём — трагические мысли о неспособности бороться за свободу и принять её (« К чему стадам дары свободы?..»). Оно написано в стиле евангельской притчи в серьёзном и возвышенном тоне и отражает своеобразие пушкинского восприятия темы свободы: восторженные призывы сочетаются с драматическими нотами. Поэт подчеркнул, что его проповедь свободы была преждевременной, а потому и бесплодной. Люди оказались не готовы к восприятию «живительного семени» свободы, поэтому оно не дало всходов в их сердцах.
Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе стало стихотворение «Кморю» (1824). Использование образа моря, олицетворяющего « свободную стихию », не новаторство Пушкина, однако он переосмыслил его по-своему. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа, он наделяет его человеческими эпитетами: «гордая краса», «ропот заунывный», в то время как человек получает определения моря: «тихий и туманный». Такой приём использован поэтом, чтобы сблизить природу и человека. Море становится символом человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Прощаясь с морем, лирический герой обещает хранить верность свободе, однако его понимание этого идеала стало другим: убедившись, что политическая свобода граждан не угодна тиранам (« судьба людей повсюду та же: // Где благо, там на страже // Иль просвещенье, иль тиран»), он решает найти свободу не извне, а внутри себя.
В 1827 году с А. Г. Муравьевой Пушкин передал обращённое к ссыльным декабристам стихотворение «Во глубине сибирских руд…». Главные образы произведения («мрачные подземелья», «мрачные затворы», «каторжные норы», «темницы») создают картину «несчастья», постигшего декабристов. Свобода, которая «примет радостно у входа» узников-декабристов, — это их осво- вождение, за ним последует встреча с «братьями», восстановление гражданских прав и дворянской чести.
В конце 1820 — начале 1830-х годов Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости, нарушение прав личности расценивалось поэтом как подавление человека, покушение на его личное достоинство. В стихотворении 1834 года «Пора, мой друг, пора!» поэт говорит о важности обладания внутренней цельностью, покоем, а значит, свободой духовной:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Лирический герой весь устремлён в « обитель дальнюю трудов и чистых нег», где он освободится от суетной погони за счастьем, обретёт «покой и волю». Ради них, по его мнению, и стоит жить на свете, сожалея о каждой утраченной «частичке бытия».
Стихотворение 1836 года «Из Пиндемонти» можно считать манифестом личной свободы, Пушкин отказывается от прав на свободу, которая оборачивается зависимостью двух главных социальных сил — народа от царя:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
Пушкин подчеркнул, что человеку необходима «иная, лучшая… свобода», при которой главным для человека будет являться служение высокому: искусству и природе. Поэт осознает духовную свободу как высшее проявление независимости, в этом стихотворении понятия счастья и свободы в творчестве неотделимы.
Тема свободы поэта от мнения «непосвящённых» находит своё отражение в стихотворениях «Поэту», «Поэт». Поэта не угнетает «суд глупца и смех толпы холодной» («Поэту»), ибоон равнодушен к мнению черни. Это спокойствие происходит от осознания поэтом своей божественной цели («Ты сам свой высший суд»).
Оглядываясь на свой творческий путь в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836), А. С. Пушкин одной из своих заслуг считает то, что он «восславил» свободу «в жестокий век», а проявление добрых чувств, по его мнению, есть высшее предназначение поэта и его поэзии.