Историческая повесть «Капитанская дочка» была закончена Пушкиным в 1836 году. В основу произведения легло крупное событие из истории России второй половины восемнадцатого века — крестьянское восстание 1773 -1774 годов во главе с Емельяном Пугачевым. Для создания реалистического произведения Пушкин обратился к архивным материалам, посетил те места, где происходили события, изображенные в «Капитанской дочке»: Казань. Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды. Там он собирал сведения о Пугачеве и его сподвижниках у живых свидетелей интересующих писателя эпохи.
Главными героями повести являются Гринев — как рассказчик и участник действия — и Пугачев — как интересная историческая фигура и участник основного действия.
Фигура «мужицкого царя» весьма полярна образу дворянина Гринева. Однако этим-то и осложняется повествование: хотя полюсы и расходятся все дальше друг от друга, тем не менее герои вступают в достаточно сложные взаимоотношения. Долг и присяга, с одной стороны, человеческие отношения — с другой. Гринев знает, что Пугачев — самозванец, но душевные симпатии притягивают офицера к нему. Спустя многие годы эта проблема остается для Гринева неразрешимой. Хотя время укрепило его монархические убеждения, он никак не может забыть Пугачева как самое яркое воспоминание своей жизни.
Пушкин сталкивает Гринева и Пугачева как людей, разделенных непримиримыми социальными интересами.
Самыми важными сценами в повести являются те, где герои разговаривают наедине, когда их судьбы зависят друг от друга.
Показательна сцена присяги Пугачеву в Белогорской крепости. Когда доходит до Гринева очередь, то Швабрин шепчет Пугачеву «на ухо несколько слов», и » государь», не взглянув на Гринева, приказывает: «Вешать его!» В этот момент вмешивается Савельич. Пугачев, узнав его, а через него и Гринева, отменяет свой приказ.
Пугачев осуществлял справедливый суд: кто присягал ему — того миловал, кто отказывался — казнил как врага. Однако Пугачев помнил о заячьем тулупчике, подарке Гринева. Даже когда офицер так и не поцеловал руку «государя», Пугачев снова простил его:»Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!».
Самозванец, желая помиловать «знакомца», отступает от своего долга. Действуя по справедливости, он обязан казнить отказавшегося от присяги офицера, как только что казнил -Миронова. Преодоление конфликтной ситуации рисует духовно богатую личность Пугачева. Он проявляет щедрость и доброту, редкую деликатность души, драгоценное нравственное качество — такт, когда, понимая, что Гринев не поцелует руку, произносит с усмешкой иронические слова, что его благородие «одурел от радости». Пугачев умно и тонко вышел из ситуации, он не уронил достоинства своего сана государя, проявил чуткость к переживаниям Гринева, нашел благородный выход, помиловав человека, сделавшего ему добро. Драматическая ситуация оказалась глубоко содержательной: были показаны высокие нравственные качества личности самозванца.
Попав в драматическую ситуацию, когда оренбургский губернатор отказывается помочь в освобождении Маши Мироновой, Гринев принимает совершенно «неправильное», с дворянской точки зрения, решение — обратиться за помощью и справедливостью к Пугачеву. Даже сам Гринев в разговоре с «мужицким царем» говорит о том, что он дворянин и офицер, который дрался против Пугачева, а теперь едет с ним в одной кибитке и надеется только на него. Узнав имя «сироты», Пугачев понимает и прощает Гринева. Он чувствует, что от его действий зависит счастье людей, и делает то, что считает необходимым сделать — принести людям свободу и счастье. Свершается неслыханное — в огне гражданской войны дворянин Гринев обретает счастье с помощью мятежника. Честность Гринева-мемуариста позволила ему раскрыть никому не ведомую правду о руководителе восстания Пугачеве. Гринев был истинным дворянином, убежденным противником насильственных потрясений, верным присяге офицером. Однако он не боялся отступать от официальных оценок деятельности Пугачева и смело высказывал свою благодарность «бунтарю» за добро, сделанное царскому офицеру.
Таким образом, оставаясь верными в общем своему долгу, каждый из героев повести поступает в конкретной ситуации все же по велению своего сердца и совести. Так решает проблему «социальное и человеческое» Пушкин в своей исторической повести «Капитанская дочка».