Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтовым при создании романа «Герой нашего времени», — нарисовать образ своего современника. Человек это мыслящий, чувствующий, талантливый, но не сумевший найти достойное применение своим «силам необъятным». Роман состоит из пяти частей, действие которых происходит в разное время, в разных местах. Меняются действующие лица, меняются рассказчики, от лица которых ведется повествование. При помощи этого творческого приема автору удается дать разностороннюю характеристику своему главному герою. В. Г. Белинский назвал такую композицию романа «пятью картинами, выставленными в одну раму».
Если мы будем рассматривать причинно-временную последовательность действия романа (фабулу), то увидим ее такой. Молодой офицер едет по делам службы на Кавказ. По дороге он останавливается’ в Тамани. Там происходит его встреча с контрабандистами, его обворовывают и даже пытаются утопить. (Повесть «Тамань».)
Приехав в Пятигорск, герой сталкивается с «водяным обществом». Завязывается интрига, послужившая поводом для дуэли. После дуэли, в которой погибает Грушницкий,
Печорина отправляют служить в крепость. («Княжна Мери».)
Во время службы в крепости Печорин уговаривает Аза- мата похитить для него Бэлу. Когда Азамат привозит свою сестру, Печорин помогает ему украсть Карагеза, коня Каз- бича. Казбич убивает Бэлу. (Повесть «Бэла».)
«Как-то раз случилось (Печорину) прожить две недели в казачьей станице». Здесь герой проверяет на практике теорию предопределения судьбы. Он с риском для жизни разоружает пьяного казака, который незадолго до этого убил человека. (Повесть «Фаталист».)
Много переживший, разуверившийся во всем Печорин отправляется путешествовать (Повесть «Максим Макси- мыч») и умирает в дороге. (Предисловие к журналу Печорина.)
Стремясь раскрыть внутренний мир героя, автор отказывается от событийного порядка изложения. Сюжет романа нарушает хронологический ход событий. Повести расположены в следующем порядке: «Бэла», «Максим Макси- мыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
Такое построение романа позволяет постепенно знакомить читателя с героем, с его внутренним миром.
В «Бэле» мы видим Печорина глазами Максима Мак- симыча, старого офицера. Это довольно-таки поверхностное описание характера героя: «Славный был малый… только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один…»
В «Максиме Максимыче» Печорина описывает проезжий офицер. Здесь мы видим довольно подробный портрет с некоторыми психологическими замечаниями. Портрет занимает полторы страницы текста. Здесь автор нарисовал фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лица. Особое внимание он уделяет описанию глаз героя: «…они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском… То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный…» Портрет настолько красноречив, что перед нами встает зримый образ человека, много пережившего и опустошенного.
В оставшихся трех повестях рассказ ведется от лица главного героя. Автор просто публикует журнал Печорина, то есть его дневники. В них характер героя дается в развитии.
Дневники начинаются с Тамани, где Печорин переживает романтическое приключение. В «Княжне Мери» мы встречаем человека, способного на самоанализ. Здесь Печорин характеризует себя сам, он объясняет, как сформировались у него дурные свойства: «…такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен… я сделался завистлив… я выучился ненавидеть… я начал обманывать… сделался нравственным калекой…»
В ночь перед дуэлью Печорин спрашивает себя: «зачем я жил? для какой цели я родился?… А, верно, она существовала, и, верно, было мое значение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». Это понимание своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти является кульминацией не только повести «Княжна Мери», но и всего романа «Герой нашего времени». В «Княжне Мери» автор, может быть, впервые в русской литературе дал глубочайший психологический портрет героя.
Повесть «Фаталист» несет на себе печать философского размышления Лермонтова о судьбе. Печорин испытывает свою судьбу. Ему никто не приказывал обезоруживать убийцу. Но он хочет проверить, зависит ли что-нибудь от человека. Если сегодня ему предопределено остаться живым, то так и будет. И ничто не сможет изменить это предопределение. Поэтому он идет на смертельно опасный эксперимент и остается жив.
Таким образом, расположение повестей в романе не в хронологическом порядке дало возможность автору более глубоко раскрыть личность своего героя. В целом «Герой нашего времени» является социально-психологическим романом. Однако части, из которых он состоит, тяготеют к самым разным жанрам. Так, «Бэлу» можно назвать романтической повестью, «Максима Максимыча» — путевым очерком, «Тамань» — приключенческим рассказом, «Княжну Мери» — лирическим дневником, «Фаталиста» — философской новеллой.
Итак, в «Герое нашего времени» композиция является одним из самых активных средств воссоздания истории души человеческой. Принцип хронологической последовательности заменен психологической последовательностью «узнавания» героя читателем.