Поэма создавалась долго, мучительно —
было 7 редакций за 12 лет.
Лермонтов в этой поэме решает сложный
вопрос о предопределении судьбы. Природа
Демона — это природа зла. Она неотвратима и неизменна, даже любовь,
скорее потребность в любви не способна изменить ее.
Начало поэмы. В начале поэмы автор дает нам необычный облик
Сатаны. Сатана как бы вспоминает свою ангельскую природу до падения
(известный сюжет о восстании ангелов во главе с Сатаной
против Бога):
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим…
Пояснения:
Жилище света -небесный дом.
Херувим-ангел света.
Дух изгнанья — Бог изгнал Демона из Рая.
Лучшие дни — д н и жизни в Раю.
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец Творенья!
Сначала, до сотворения Земли, было сотворено Небо, и ангелы —
первые творенья Бога.
«Верил и любил» — основа жизни с Богом.
Утратив свою ангельскую природу, усомнившись в вере в Творца,
Демон, восстав против Бога, обрек себя на изгнание. В начале поэмы
падший ангел предстает уставшим:
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему.
Картины природы Кавказа, мелькнувшие перед глазами Демона,
вызвали у него лишь зависть:
И блеск, и жизнь, и шум листов,
Стозвучный говор голосов,
Дыханье тысячи растений!
И полдня сладострастный зной,
И ароматною росой
Всегда увлажненные ночи,
И звезды яркие, как очи,
Как взор грузинки молодой!..
Но, кроме зависти холодной,
Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил,
И все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.
Тамара. Яркой звездой взошла над Кавказом красота Тамары,
княжеской дочери, готовящейся к встрече с женихом:
С тех пор как мир лишился Рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.
Такую красоту не мог не заметить Демон:
…На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг.
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук-
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!
Красота Тамары пробудила в нем память о любви, добре и красоте,
то есть о том, что составляло природу Ангела. И в нем вспыхнула надежда
на спасение, на прощение. Дальнейшее развитие сюжета —
это борьба злого и доброго начал:
Он любовался-и мечты
О прежнем счастье цепью длинной,
Как будто за звездой звезда,
Пред ним катилися тогда.
Прикованный незримой силой,
Он с новой грустью стал знаком.
В нем чувство вдруг заговорило
Родным когда-то языком.
То был ли признак возрожденья?
Он слов коварных искушенья
Найти в уме своем не мог.
Природа Демона. Природа Демона такова, что добро у него превращается
в зло. Он хочет возвратить себе прежнее счастье, но для
начала убивает жениха Тамары.
Привыкнув творить зло, Демон даже не понимает, что теперь ему
дорога к счастью закрыта. Но он по-прежнему мечтает о Тамаре,
надеясь, что любовь чистого существа избавит его от демонической
природы. Посещения Демона для Тамары губительны, ей трудно
устоять перед соблазнителем:
Но мысль ее он возмутил
Мечтой пророческой и странной,
Пришелец туманный и немой;
Красой блистая неземной,
К ее склонился изголовью,
И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел,
Как будто он о ней жалел.
То не был ангел-небожитель,
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик-о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..
Метафора последних двух строчек очень хорошо передает внутреннее
состояние Демона («ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!»).
Спасаясь от наваждения, от странного образа, являющегося к ней
по ночам,Тамара укрывается в монастыре. Демон долго не может
переступить порог святой обители:
…И была минута,
Когда казался он готов
Оставить умысел жестокой…
И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора.
Жестокая ошибка, иллюзия, природа зла неизменна, об этом напоминает
Демону Ангел, посланник Бога, херувим:
«Дух беспокойный, дух порочный,
Кто звал тебя во тьме полночной?
Твоих поклонников здесь нет,
Зло не дышало здесь поныне,
К моей любви, к моей святыне
Не пролагай преступный след.
Кто звал тебя?»
Ему в ответ:
Злой дух коварно усмехнулся;
Зарделся ревностию взгляд;
И вновь в душе его проснулся
Старинной ненависти яд.
«Она моя!-сказал он грозно,-
Оставь ее, она моя!»
Ангел оставляет Тамару без защиты. Далее сцены, поразительные
по силе выражения. В Демоне столько страсти, что не верится, что
он — коварный искуситель. Тамара стала жертвой его коварства, он
сам дает себе характеристику, сотканную из противоположностей:
Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных;
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И,видишь,-яуногтвоих!
И он умоляет Тамару спасти его (какое кощунство, но в то же
время кажется, что дух зла говорит искренне):
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом,
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом;
О! только выслушай, молю, —
Я раб твой,-я тебя люблю!
Он признается Тамаре, что любит ее, но не «земной страстью»,
что он готов сложить у ног ее свое бессмертие, «бессмертие» — любви
залог, и оно ему не нужно. Соблазняя Тамару, Демон добивается ее
чистой души, но, согрешив, Тамара должна лишиться своей чистоты.
Трудно не поверить таким клятвам и обещаниям:
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Хотеть-не значит мочь.
В любви, как в злобе, верь, Тамара,
Я неизменен и велик.
Тебя я, вольный сын эфира,
Возьму в надзвездные края,
И будешь ты царицей мира,
Подруга первая моя;
Я дам тебе все, все земное-
Люби меня!..
И он слегка
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам,
Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее. Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал
Неотразимый, как кинжал.
Увы! злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник.
Мучительный, ужасный крик
Ночное возмутил молчанье.
В нем было все: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой
И безнадежное прощанье —
Прощанье с жизнью молодой.
Погубив Тамару, Демон закрыл себе путь к спасению. Душа
Тамары спасена, она одна из тех душ, которые погубить нельзя;
ангел-хранитель сообщает об этом Демону:
«Узнай! давно ее мы ждали!
Ее душа была из тех,
Которых жизнь — одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех.
Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны их,
Они не созданы для мира,
И мир был создан не для них!
Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои…
Она страдала и любила-
И рай открылся для любви!»
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!…
Лермонтов не был доволен даже последней редакцией поэмы
«Демон». Но она обладает потрясающей энергией, завораживает
магией слова.
Демону не удалось изменить свою природу, преступление, совершенное
им против Бога, невозможно искупить. Зло не истребить,
не искупить — такова позиция Лермонтова.