Весна сменила зиму,
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
(I)
Тень Ленского преследует Татьяну, она глубоко переживает его
смерть, а Ольга, невеста поэта, быстро успокоилась и вышла замуж
за улана.
Татьяна посещает дом Онегина в деревне. Ей важно все знать о нем.
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее-слава Богу-
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призракD иль еще
Москвич в Гаролъдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?…
Уж не пародия ли он?
(XXIV)
И Татьяна поняла, что Онегин — это пародия. Но пародия на что?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо снова обратиться к I главе романа.
Образование и воспитание в начале XIX в. было на западный
манер. Онегин подражает очень модной в то время личности английского
поэта-романтика Байрона (Пушкин и сам не избежал
его влияния). Мог ли Онегин, ориентированный на такой образец
(разочарование и усталость от жизни), отважиться полюбить уездную
барышню? Он уничтожил чувство в зародыше (вспомним его
отповедь) и тем самым погубил свое счастье. По той же причине он
предпочел убить на дуэли друга, чем стать предметом насмешек тех
людей, которых презирал. Какой парадокс! Понятие чести сыграло
с Онегиным злую шутку. А в вещем сне Татьяны он — Хозяин, которого
все слушают беспрекословно, и он кричит: «Мое», и лик его
ужасен. Символика сна расшифровывает суть натуры Онегина.
В этой главе Татьяну везут в Москву на ярмарку невест.
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
(XXXVI)
Великолепие Москвы сменяется все той же пустотой светской
жизни: сплетни, интриги, заговоры, пустая болтовня. Московский мир,
конечно, радушнее, хлебосольнее, но так же суетен и пуст. А Татьяна?
Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс… Меж тем
Между двух теток, у колонны,
Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит.
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
К своим цветам, к своим романам
И в сумрак липовых аллей,
Туда, где он являлся ей.
(LIII)
Татьяну выдали замуж за генерала.