Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Краткое содержание Романа Пушкина А.С. «Евгений Онегин» (Глава VIII)

Сочинение на тему «Краткое содержание Романа Пушкина А.С. «Евгений Онегин» (Глава VIII)»

Последняя. Пропущена глава «Путешествие Онегина». Начало
VIII главы — воспоминания о Лицее, где в тишине студенческой кельи
являлась Муза, открывшая юному Пушкину сладостные мгновения
вдохновенья. Муза сопровождала автора всегда, и вот она явилась
вместе с ним на петербургский бал, чтобы снова встретиться с главными
героями.
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
(XII)
Онегин все тот же «праздный скиталец», не сумевший или не
захотевший найти свой путь в жизни, хотя
Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест).
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день,
И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как все на свете, надоели;
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.
(XIII)
И здесь его ждало потрясающее открытие, вмиг сбросившее
«тоскующую лень», — он встретил Татьяну. В первый момент он не
узнал ее — так «изменилася Татьяна». Она стала княгиней, замужем
за генералом, заняла в свете очень высокое положение:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.
(XIV)
В этих строках чувствуется восхищение автора, ведь он представляет
читателю идеал женщины. Онегин, сколько ни вглядывался,
не мог обнаружить прежней Татьяны, все чувства были скрыты за
спокойным взглядом:
С ней речь хотел он завести
И-инемог.
(XIX)
Наступила очередь Онегина страдать от любви, и как точно замечает
Пушкин:
О люди! все похожи вы
На прародительницу Еву:
Что вам дано, то не влечет.
Вас непрестанно змий зовет,
К себе, к таинственному древу,
Запретный плод вам подавай,
А без того вам Рай не Рай.
(XXVII)
Очень тонкое замечание поэта, выраженное сравнением, взятым
из Библии, с запретным плодом, который съела Ева, жена Адама,
первого человека. Страдания Онегина достигли своего апогея;
Она его не замечает,
Как он ни бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит;
Кокетства в ней ни капли нет —
Его не терпит высший свет.
Бледнеть Онегин начинает:
Ей иль не видно, иль не жаль;
Онегин сохнет, и едва ль
Уж не чахоткою страдает.
(XXXI)
Не все чувства умерли в Онегине, просто он их спрятал так глубоко,
что вдруг вспыхнувшая любовь к Татьяне смогла их обнаружить.
Теперь он пишет письмо, полное мольбы:
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я…
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать-и разумом всечасно
Смирять волнение в крови…
(Письмо Онегина)
Ответа нет. Мучения Онегина невыносимы — он едет к ней, в ее
княжеский дом, в котором и состоялось роковое объяснение, доставившее
Онегину еще больше страдания. Финальная сцена наполнена
энергией любви, она заставляет сопереживать героям. И в этой сцене
раскрывается с большей силой духовность и нравственная сила
Татьяны, что делает героиню «Евгения Онегина» идеальным женским
образом в русской литературе. Изменилась ли Татьяна? Все-таки
большой свет — это огромное искушение для провинциальной
девушки. Она сама говорит о себе:
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера-
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас…
(XLVI)
Татьяна в одежде блистательной светской дамы осталась в душе
все такой же простой и искренней, она не утратила цельности своей
натуры. И она так же признается Онегину в любви:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Последние слова Татьяны — ключ к пониманию нравственной
глубины героини. Татьяна религиозна. Она православная христианка
и понимает церковный брак как таинство, освященное Богом. «Браки
совершаются на небесах» — пребывая на уровне религиозного отношения
к миру, Татьяна понимает, что она не может быть счастлива
с Онегиным, не причинив боль своему мужу. Известна истина:
«Нельзя построить счастье на несчастье другого». Евгений был как
громом поражен, еще бы, он услышал признание в любви и тут же
получил жестокий урок. «А счастье было так возможно…» Виноват
ли Евгений? Да, виноват, потому что был слишком равнодушен к своей
судьбе, не пытался разгадать своего предназначения, не сумел разглядеть
в юной провинциалке свое счастье, свою любовь.
Вывод. Герой романа Евгений Онегин в начале романа похож на
романтического героя, недаром же Пушкин сравнивает его с Чайльд
Гарольдом. Но затем поэт отказывается от романтического решения,
и образ Онегина приобретает реалистические черты. «Праздный
скиталец», он не находит в своих исканиях смысла, сосредоточивается
на любви — и терпит крах.
Иной путь у Татьяны. В основе поступков Татьяны — «нравственная
святыня». Достоевский раскрыл религиозный смысл ее натуры:
«А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого?».
Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в гармонии духа.
Образ Татьяны — высшее достижение Пушкина. В этот образ он включил
свои представления о высокой нравственности, которая является
залогом цельности натуры.