По делам службы главный герой произведения Лермонтова, Печорин, очутился в Пятигорске, кавказском курортном городке. При первой же встрече с городом Печорин выделил три группы, на которые делилось население городка.
К первой группе относились семейства степных помещиков. Об этом можно было догадаться по их внешности и занятиям.
Ко второй группе относились местные дамы — жёны властей. Это типичные представительницы провинции, которым ни в чём не хочется отставать от столичных дам. Они имеют немало обажателей, которые ежегодно сменяются новыми.
И третья группа, с которой предстояло проводить время Печорину, составляла “особенный класс людей между чающими движения воды”. К ним в Пятигорске относятся отдыхающие мужчины, военные и штатские. Эти молодые люди — франты. Они проводят время в прогулках по городу и в особняках княгини Лиговкой, которая приехала на минеральные источники вместе с дочерью.
Внешне эти молодые франты — порядочные люди и выглядят прилично. Но под привлекательной внешностью скрываются интриганы и лицемеры, подхалимы и хвастуны. Это духовно обнищавшие люди. Они не умеют видеть “просто прекрасное”, эти люди ищут необыкновенное, подчиняясь моде. Они скучают и жалуются на скуку, они играют в азартные игры и посещают все здешние балы. Вся их жизнь протекает однообразно, всё повторяется изо дня в день. Таков образ жизни любого светского общества, будь то в Петербурге или в другом российском городе того времени. Печорин также относится к числу таких людей, но он стоит выше окружающей дворянской среды. Он умный, образованный человек не нашедший применения своим способностям. Ему опостылели все светские обычаи, он стремится к бурной жизни. Но и попав в Пятигорск, он встречает здесь те же порядки, что и в столице. Он видит, что на Кавказе жизнь катится по той же колее. И поэтому в нём назревает отвращение к тем людям, среди которых он вынужден находиться. Он зло высмеивает нравственное убожество “водяной молодёжи”, хотя и не понимает, для чего он этого добивается. И вообще, Печорин — человек полный противоречий. Противоречивость его проявляется даже во внешности и, тем более, в его характере, в отношениях с людьми. Поэтому у него много врагов.
Я подошла к тому, что Печорин, как и Онегин потерял себя , задохнулся в светском обывательском обществе. Так же, как и его “старший брат” Онегин, он пытался вырваться из этого замкнутого круга. Не теряя веры в свои силы, Печорин пытался найти себя в литературе, науке, в любой другой работе, но постепенно ему это наскучило, затем наступило охлаждение, равнодушие к жизни. Многие умные люди того времени по этой же причине не могли применить свои знания на пользу людям.
Сравнивая Печорина с героями произведений писателей того века: Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Толстого, я убедилась, что почти всех передовых писателей того периода волновала эта социальная тема: герой своего времени и его взаимоотношения с обществом.