Вы находитесь: Главная страница> Жуковский Василий> Элегия «Море» В.А. Жуковского (восприятие, истолкование, оценка) 2

Сочинение на тему «Элегия «Море» В.А. Жуковского (восприятие, истолкование, оценка) 2»

В жанре элегии существует особая система ценностей. Вечность безграничного бытия предполагает пантеистическую тайну, на фоне которой жизнь приобретает личную целостность благодаря своей предельной сконцентрированности во времени и пространстве. Элегическая красота— это «прощальная краса» невозвратного мгновения, а элегическое переживание есть чувство живой грусти об исчезнувшем.
Элегия «Море» написана В. А. Жуковским в 1822 году. Это стихотворение выражает грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды. «Глубокая тайна» хранится в бездне лазурного моря. Именно она привлекает лирического героя и своим драматическим напряжением, и своей безмятежностью, неподвижностью. Поэта волнует взаимоотношение двух бездн — морской и небесной. Море у Жуковского несвободно в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далёкого», «светлого» неба. Кажется, будто два существа, ощущая своё родство, духовно тяготеют друг к другу. Любовь к небу — это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом. В то же время море, небо и буря — это символические образы. У Жуковского небо — символ безмятежности, покоя, красоты. Когда море побеждает враждебные тучи, торжествует «сладостный блеск возвращённых небес», тишина, неподвижность. Но небо символизирует ещё и душу, летящую ввысь, — стремление к неземному совершенству. В свою очередь, море тоже является символом переменчивой человеческой души.
В стихотворении изменяется и развивается только образ моря. Глазами лирического героя мы с высоты наблюдаем его движение. Жуковский удивительно точно выбрал стиль стихотворения: элегия представляет собой поэтическое обращение лирического героя к морской стихии. Возможно, она напоминает ему его собственное душевное состояние:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…
Движение моря сходно с необратимостью человеческой жизни. Поэтому сквозь призму центрального образа элегии лирический герой говорит о собственных переживаниях и чувствах.
Важной особенностью стихотворения является соединение статики и динамики. Красочные описания, которые рисует Жуковский, сочетаются в элегии с элементами повествования: лирический субъект рассказывает о море, как о живом существе, которое любит, мыслит, борется с тёмными тучами за небо:
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…
Важно отметить, что конфликт моря и противостоящих ему сил к концу стихотворения разрешается. Однако полной внутренней гармонии и внешней безмятежности образ моря не достигает:
И мгла исчезает, и тучи уходят;
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает…
Лирический герой чувствует обманчивость неподвижного моря. Не случайно последние строки стихотворения раскрывают главную идею элегии:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Истинная жизнь состоит в вечном движении, в вечной борьбе. Создаётся впечатление, что лирический герой видит счастье и радость в сражении за любовь. Нельзя успокаиваться, нельзя смиряться. Победа над « тёмными тучами » жизни может быть одержана только в напряжённой борьбе. Видимая безмолвность и внутренний драматизм моря отображают душевное состояние лирического героя.
В данном стихотворении раскрывается романтическая тема извечной тоски по идеалу, беспокойного стремления к далёкой мечте:
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?..
Для того чтобы как можно ярче показать постоянное движение моря, Жуковский использует множество глаголов. Почти в каждой строке стихотворения лирический герой описывает изменения моря: море дышит, наполнено «сметенной любовью» и «тревожною думой ». С самого начала элегии Жуковский даёт нам понять, что у моря есть душа. Дух, по Жуковскому, — основа жизни. Динамика развития образа моря происходит в противопоставлении статичному небу. Лирический герой описывает блеск небес в тёплых и светлых тонах. Изобилие эпитетов помогает поэту усилить контраст света и тьмы. В раскрытии взаимоотношения двух стихий применяется антитеза. Существительные «любовь», «жизнь», «свет», «тишина» противопоставляются другим: «тайна», «неволя», «тучи», «тревога», «смятенье».
По-особому звучат в романтическом контексте славянизмы, архаизмы, придающие элегии окраску высокого поэтического стиля. Повторы усиливают мелодичность и музыкальность произведения.
Элегию «Море» можно разделить на две смысловые части. Первая часть (начало элегии) — лирическое обращение к морской стихии. Мы узнаём о том, что «безмолвное море» наполнено тревожною думой. Во второй части поэт раскрывает читателю «глубокую тайну». Важно отметить, что, несмотря на большой объём, стихотворение стройно и соразмерено. Эти качества стиху придаёт рифма и ритм. Элегия написана четырёхстопным амфибрахием. Нейтральность этого размера сочетается с несомненной напевностью, поэтому отсутствие рифмовки не замечается. По звучанию элегия напоминает движение и шум волны, ощущаются приливы и отливы моря. Если в начале оно безмолвно и спокойно, то затем « свободная стихия » всё сильнее волнуется. Когда же небо закрывают тучи, море, боясь разлуки с ним, «терзает враждебную мглу». Поэт использует такой синтаксический приём, как градация: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, // Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…» Это кульминация элегии. Затем море успокаивается, но лирический герой говорит о том, что эта безмятежность обманчива.
Элегия «Море» по праву считается манифестом Жуковского- романтика. Главное в ней — изображение чувств человека, его эмоций и переживаний. Обращение к пейзажной лирике, точнее к морской стихии, необходимо поэту, чтобы глубже и ярче понять изменения души человека. Море в стихотворении олицетворено. Одновременно оно является символом тоски и несвободы. Морская стихия ассоциируется с бездной человеческого «Я».