Афанасий Фет — человек, который соединил в себе две совершенно разные личности. Один — тертый, огрубелый и битый жизнью практик, второй — совершенная противоположность — вдохновенный певец красоты и любви. Об этом поэт и писал до последнего своего вздоха, а умер он в 72 года, обиженный на все человечество. Его мать увез помещик Шеншин, и за взятку Фета записали его сыном, но обман был раскрыт, и всю жизнь А. Фет испытывал на себе, что значит быть незаконнорожденным. Трагедией оказалась для него потеря статуса дворянского сына. Попытка выслужить дворянство за 13 лет армейской и гвардейской лям¬ки не помогла поэту, и тогда он женился на старой и богатой помещице. Как хозяин он был жестоким и прижимистым эксплуататором. Пытаясь получить дворянство, А. Фет долго и громко демонстрировал свое согласие с режимом, совершенно не сочувствуя ни революционерам, ни даже либералам. И только в 53 года его прошение было удовлетворено, Александр II разрешил дать Фету дворянство. Вернуться в высшее общество для него было целью жизни: Фет специально выхлопотал себе звание камер-юнкера уже в 70-летнем возрасте. Трудно себе представить, что такой человек писал великолепные стихи о любви, проникновенные, неповторимые. Его поэзия — это очарование тончайшей лирики. Стараясь выразить свою душу и чувства, А. Фет раскрепощал слово, не заковывал в рамки традиционных форм. Жалуясь на нехватку словесного материала, поэт прекрасно использовал полет своей фантазии, и это придает его произведениям неповторимое обаяние: Как беден наш язык! — Хочу и не могу Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. Словосочетания, встречающиеся в стихах поэта, многих его критиков поражали и возмущали. Однако читатели оценили его стихи, читая которые, погружаешься в мир необыкновенных волшебных красок, сказочных картин и чудесных звуков: Как будто волосы уж начинали жечь Горячим золотом ей розы пышных плеч. Одежда жаркая все ниже опускалась, И молодая грудь все больше обнажалась, А страстные глаза, слезой упоены, Вращались медленно, желания полны. Читая строки «Вакханки», невозможно не представить себе красавицу, танцующую перед господином, потому что только красивая женщина может обладать «розами плеч» и только у такой могут быть волосы, сравнимые с горячим золотом. Строки стихов А. Фета просто завораживают, со страниц льется прекрасная музыка, вспархивают птицы, сердце же уносится в «звенящую даль». Его ассоциативно-метафорическое мышление доносит до нас необычные образы, он делает лишь намек на то, что он хотел сказать своими стихами, нам же остается додумывать ситуацию, представленную в стихотворениях.
А. Фет писал стихи не только о любви, он прекрасный поэт- живописец. Природа у него «очеловечена», и в стихах можно встретить «травы рыдание», «овдовевшую лазурь». Фетовское слово всегда «тяготело» не только к поэзии, но и к живописи: Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури, Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами, Ни огня на земле, ни звезды в овдовевшей лазури, Все сорвать хочет ветер, все смыть хочет ливень ручьями. Стихи А. Фета вошли в музыкальную жизнь раньше, чем в литературную. Некоторые его стихи написаны как романсы, и это почувствовали композиторы. Стихи, положенные на музыку А.Е. Варламовым и А.Л. Гулевичем, буквально сразу же обрели популярность. Романсы на стихи А. Фета исполняются и в наши дни: «На заре ты ее не буди…», «Я тебе ничего не скажу», «Уноси мое сердце» и др. Один из величайших композиторов мира П.И. Чайковский обратился к поэзии А. Фета, еще будучи совсем юным. Его первый романс, написанный в 18 лет, был на стихи Фета «Мой гений, мой ангел, мой друг…». Впоследствии о Фете Чайковский написал «.. .Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и делает смелый шаг в нашу область (т. е. музыку). Поэтому часто Фет напоминает нам Бетховена, но никогда Пушкина, Гете или Байрона, или Мюссе. Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». Несмотря на то что тематика лирики Фета затрагивает лишь природу и любовь, это позволило создать разнообразные, не похожие на стихи других поэтов шедевры. Грязь, зло и проза жизни не проникают в лирику А. Фета. По своей жизненной позиции он не романтик, а абсолютно земной человек, но кто знает, почему из-под его пера выходили такие эмоциональные, с человеческой душой произведения. Поздние стихи А. Фета 1880-1890 годов написаны уже старым человеком, но, как ни странно, это совершенно не чувствуется. Озлобленный старик в жизни, в своих стихах он превращается в пылкого юношу: Еще люблю, еще томлюсь Перед всемирной красотою И ни за что не отрекусь От ласк, ниспосланных тобою. Покуда на груди земной Хотя с трудом дышать я буду, Весь трепет жизни молодой Мне будет внятен отовсюду. Общение с творчеством А. Фета доставляет огромную радость и современным читателям.