Писать о Пушкине — значит
писать о целой русской литературе.
В. Белинский
Писать стихи Александр Сергеевич Пушкин начал рано, еще будучи лицеистом. Но уже в этих стихах читателей поражает глубина и философское осмысление мира. Юный поэт посвящает свои стихи Батюшкову, пишет в стиле «российского Парни», отмечая особенности его поэзии, певца радости, любви и неги. Позже Пушкин попадает под очарование Жуковского, в его поэзии появляются унылые ноты, он «жалуется на жизнь», появляется целый ряд подобных стихотворений: «Элегия», «Слезы», «Певец», «Желание». Но в поэзии Пушкина нет мистицизма Жуковского.
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались.
И в сень наук с досадой возвращались.
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
Эти два поэта — Батюшков и Жуковский — помогли сформировать Пушкину два различных типа отношений к действительности: утверждение жизни и неудовлетворенность ею. Эти два взгляда на действительность отразятся в его творчестве: от «легкой поэзии» к вольнолюбивой лирике двадцатых годов XIX века и «Руслану и Людмиле», от элегий к «Кавказскому пленнику». Сплавятся эти два начала в нечто единое в «полусмешных, полупечальных» главах «Евгения Онегина». На основе этого синтеза выработается тот новый, необыкновенный по своей художественности и напевности «пушкинский» стих, который начал формироваться и складываться еще в лицейский период. Выйдя из Лицея, Пушкин активно включается в литературную и общественную жизнь столицы.
В этот период сгущается политическая реакция, а в передовых кругах дворян усиливается оппозиционный настрой, растет протест против крепостного права, самодержавного произвола, аракчеевского режима. Вакхические песни поэта — это своеобразный протест ханжеству, лицемерию, царящим в высших кругах дворянства. Но все чаще в стихах Пушкина звучит и слово «свобода», оно многозначно. Это не только личная свобода от всяких условностей и предрассудков, но и право на свободный образ мыслей — вольнолюбие:
С тобою пить мы будем снова,
Открытым сердцем говоря.
Насчет глупца, вельможи злого,
Насчет холопа записного.
Насчет небесного царя,
А иногда насчет земного.
Свобода здесь как бы на стыке двух тематических рядов: частного и общественного. Неоднократно в «Евгении Онегине» Пушкин описывает атмосферу дружеских сходок прогрессивных дворян, входящих в тайные общества, куда сам поэт не был принят, но был знаком и дружил со многими из них. В стихотворении «Краев чужих неопытный любитель» (1817) он восклицает:
…В отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем!
Где гражданин с душою благородной.
Возвышенной и пламенно свободной?
В условиях общественно-политического подъема Пушкин требует от поэзии большой общественной значимости, передовой идейности, гражданского звучания, и такими стихотворениями становятся: «Вольность» (1817 г.), «Деревня» (1819 г.).
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья…
И резкий переход ко второй части:
Но мысль ужасная здесь душу омрачает…
При виде «барства дикого», «рабства тощего…» поэт не может молчать, делать вид, что ничего не видит. Он призывает к восстанию против тиранов:
Восстаньте, падшие рабы!..
Эти стихи не могли остаться незамеченными. Они явились началом «декабристской лирики», и за них поэт первым из вольнолюбивых друзей подвергается гонениям. Вначале Александр I планировал сослать поэта в Сибирь во след Радищеву, но за Пушкина хлопочут друзья, влиятельные в России люди: Чаадаев, Жуковский, Карамзин,— и поэта отправляют в Бессарабию. Но и в ссылке поэт не смиряется. Он работает над поэмой «Руслан и Людмила», проникнутой духом протеста против мракобесия и мистицизма.
Именно эта поэма послужила поводом к надписи на портрете Жуковского: «Победителю ученику от побежденного учителя».
В этой поэме Пушкин впервые соединил героическое и обыденное, возвышенное и шутливое, даже пародийное. Кроме этого в поэме присутствует глубоко лирическое начало — личность автора-рассказчика. Это как дружеское послание, развернутое в большое повествовательное полотно.
Пушкин—«начало наших начал», говорил Максим Горький. Многогранный его талант смог отразиться во многих жанрах, стилях, поэзии и прозе.
Отмечая двухсотлетие со дня рождения поэта, мы не устаем удивляться и восхищаться мощи его таланта, красоте и музыкальности его стиха.