Нельзя, говоря о лирических стихотворениях Пушкина, не упомянуть о произведениях, посвященных дружбе. Одним из них является «19 октября 1825 года», которое поэт посвятил друзьям-лицеистам. После окончания этого учебного заведения, группа лицеистов решила ежегодно собираться в день торжественного открытия лицея — 19 октября. В 1825 году Пушкин был в ссылке в Михайловском, поэтому не мог собраться вместе со своими старыми товарищами. Поэт отправил им большое послание, в котором с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни юности, своих однокурсников. Такая сплоченность возникла по причине схожего мировоззрения, общих идеалов и стремлений.
За годы обучения свободолюбивые педагоги смогли привить своим воспитанникам чувство гражданского долга перед Родиной, стремление служить народу, честность и открытость. Это время повлияло на все дальнейшее творчество Пушкина, который вспоминал лицей как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейскую республику», сплотившую лицеистов в «святое братство»: Друзья мои, прекрасный наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Стихотворение «19 октября 1825 года» пронизано чувством абсолютного одиночества, горечи. Такое настроение обусловлено не только вынужденным уединением Пушкина, но и грустью от потери многих товарищей. Так, например, умер в Италии композитор Корсаков. Умер вдали от Родины, в далекой Италии, в двадцатилетнем возрасте: «Он не пришел, кудрявый наш певец». Кюхельбекер, которого Пушкин считал «братом родным по музе, по судьбам», был сослан в Сибирь. Реалистичный пейзаж, изображенный в стихотворении, усиливает ощущение полного одиночества и некой отрешенности. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле…
Но если вначале произведения звучит минорная нота, то потом настроение поэта меняется, мысли о друзьях и воспоминания о лицее помогают Пушкину жить. Человеку, который дорожит дружбой, неприятны воспоминания одноминутных друзей-миражей и пугает суровость жизни: «Судьба глядит, мы вянем». Лирические стихотворения Пушкина являются одной из блистательных страниц в русской поэзии. Поэт обладал уникальным талантом — способностью передавать все оттенки чувств человека в своих стихах, любое движение сердца. Известный критик В.Г.Белинский писал о гении Пушкина: «…читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть настолько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».