События духовной жизни интересуют поэта в момент их свершения, а не постфактум. Его волнует сам механизм внутреннего движения. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные конфликты, все, что в жизни автора не случайно, но является фактом судьбы. Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм — с тем культом тайной избранности личности, высокой судьбы, борьбы с роком, тяги к миру и отторжения от людей. Но русский литературный опыт уже обогащен пушкинскими психологизмом и историзмом как основополагающими художественными принципами.
И творческий метод Лермонтова, во всяком случае до «Героя нашего времени», можно определить как психологический романтизм. В романтическом ключе поэт отмечает все случайности жизни, то есть все, что в его жизни не от судьбы, но от случая обстоятельств. Каждое же событие, «работающее» на судьбу, воспринятое как ее проявления и знак, тщательно психологически исследуется, анализируется. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно относится на понятиях личности и судьбы. Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их неординарности. И сама неординарность понятий приводит к внутренней конфликтности мироосознания поэта. Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей.
Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует, в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Этот тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов принес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил — сил добра и зла — в душе человека. Исследование духовного мира бесконечно . и эту бесконечность открыл русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя.