Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Лирический герой М. Ю. Лермонтова (2)

Сочинение на тему «Лирический герой М. Ю. Лермонтова (2)»

Лирический герой в поэзии — это образ того героя, переживания, мысли и чувства которого отражены в лирическом произведении. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными явлениями в его судьбе, с его отношением к природе, общественной жизни, любви. Лирический герой у каждого поэта свой, его характер зависит от индивидуального мироощущения того или иного поэта. Следует отметить, что образ лирического героя претерпевает изменения в процессе эволюции мировосприятия автора или же его творческого пути. Однако во всех случаях в мыслях и настроениях лирического героя всегда есть характерность, или обобщённость, определяющая весь облик героя. Понятие «лирический герой» применимо к лирике М. Ю. Лермонтова больше, чем к пушкинской и вообще предшествующей, ибо его герой обладает внутренним единством и цельностью.

Поскольку лирика Лермонтова явилась взлётом русского романтизма, то лирический герой поэта — яркий герой-романтик, он наделён всеми отличительными чертами романтика: он борец, страдалец, мятежник, он уверен в своей избранности:

Я рождён, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей…

 

(«К*», 1832)

Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:

Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнём.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова, вырастающий в целую тему, звучит на протяжении всей лирики поэта, начиная с юношеского «Одиночества» 1830 года и кончая одним из последних стихотворений — «Выхожу один я на дорогу…».

В стихотворениях ранней поры лирический герой несёт в себе биографические черты автора, переживания героя лишены полутонов, гиперболизированы, что подчёркивает романтическую суть лирики этого периода. Таковым является стихотворение «Парус», написанное в 1832 году. Центральный образ произведения — парус — двупланов: это и тот реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером, размышления о котором составляют главный смысл стихотворения, то есть парус — образ аллегорический, символизирующий вечное стремление человека к высшим идеалам, к действию, жажду свободы, борьбы; странничество, бесприютность, одиночество — все качества и состояния, которые характерны для лирического героя Лермонтова. Герой сочувствует и гордится «мятежным», непокорным судьбе парусом, обречённым на вечное одиночество.

Одиночество человека в мире и стремление лирического героя к действию нашли своё отражение и в стихотворении 1838 года «Дума», однако здесь идея принципиального одиночества личности тесно связана с темой поколения в целом. Герой Лермонтова чувствует свою полную разобщённость со светской толпой и с поколением, к которому он принадлежит, он обличает пороки этого общества: равнодушие к добру и злу, усталость от бездеятельной жизни, отсутствие мужества и гордости.

Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы…

По мысли лирического героя, главное несчастье его современников в том, что им в наследство достались «ошибки отцов», предавших идеалы верности и дружбы. Каков же выбор для мыслящего человека, обречённого на поражение? Это уход в себя, в личностный мир. Эгоистическое «я» становится мерилом жизни, а эгоистическое отношение к жизни — знамением времени. Но и тут не наступает желаемой гармонии, Лермонтов говорит о диссонансе в душе современников:

И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

По мысли лирического героя, трагедия поколения в том, что, переняв мертвенную бездеятельность прошлого, оно не способно что-либо оставить будущему, за что его ждёт историческое возмездие (осуждение потомка):

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Таким образом, лирический герой высказывает резкое отрицание существующей действительности.

В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружен…» герой Лермонтова противопоставляет окружающей действительности мир своей мечты, «царство дивное», и оттого конфликт лирического персонажа с внешним миром становится более явным. Этот идеал прекрасного живёт в душе поэта и не позволяет ему примириться с фальшивым, порочным обществом, которое может вызвать лишь презрение и негодование. Лирический герой не принимает этот мир «бездушных людей», где нет естественности и искренности («затверженные души»), нет живого чувства — его заменяет холодный разврат («бестрепетные руки» красавиц городских). Обличение светского общества лирическим героем во многом схоже с обвинением, брошенным «жадной толпе» в «Смерти Поэта», стихотворении, посвященном А. С. Пушкину.

Романтический конфликт личности и общества усилен у Лермонтова глубоким внутренним конфликтом лирического героя, противоборством контрастных начал в душе человека, поэтому не случайно то, что любимым жанром Лермонтова-поэта является монолог-исповедь («Монолог», «Молитва», «И скучно и грустно…»). Стихотворение «И скучно и грустно…» является одним из наиболее характерных для мироощущения лирического героя поэта. Современники Лермонтова были поражены всеотрицающим пафосом элегии, в ней тема одиночества расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности. Это стихотворение наполнено афористическими сентенциями, в которых чувствуется фатальная обречённость и разочарованность героя в жизни:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…

В эту «минуту душевной невзгоды» лирический герой пытается и не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать, поэтому им овладевает дух уныния, герой впадает в состояние рефлексии, он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем.

Поэт отражал в лирике и проблемы общественной жизни. Так, в стихотворении 1841 года «Родина» надежды и «отрадные мечтанья» лирического героя связываются не с войнами и «гордым покоем» государства, а с народом. Герой Лермонтова, отрицая Россию «голубых мундиров», утверждает Россию крестьянскую, народную, при этом чёткость в описании официальной России заменяется неопределённостью, лирический герой не может сам объяснить своих чувств: «Но я люблю — за что, не знаю сам».

Стремление к единству с народом раскрывается в панораме необъятной деревенской России, рождает горячую, нежную любовь к родной природе, к родным просторам с мелькающими вдоль просёлочных дорог «дрожащими огнями печальных деревень», с «дымком спалённой жнивы», с обозом, кочующим в степи, с «четой белеющих берёз», к простому народу, неустанному и в труде, и в веселье.

Таким образом, перед нами возникает образ лирического героя — вечного странника, гонимого со своей Родины и в то же время бесконечно преданного ей, любящего свою Отчизну.

Тема Родины неразрывно связана с мотивами, рождающими в воображении картины родной природы. Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова наполнена одухотворённой красотой, которая является источником душевных сил. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего часа», когда кивают головками ландыши и свежий лес шумит при звуке ветерка. Проявление гармонии в природе словно намекает поэту на возможность гармонии в мироздании и собственной душе. О внутреннем просветленном состоянии лирического героя поэт говорит в последних четырёх строках:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

Поиски гармонии, духовной близости и понимания нашли своё отражение в теме любви и дружбы. Лермонтовской лирике свойственна передача глубокого и ёмкого понятия любви. Лирический герой испытывает страсть и страдания, которые сопровождают чувство любви. Так, в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…», посвя-щённом Екатерине Быховец, лирический герой вспоминает свою любимую, «подругу юных дней», которая представляется скорее как умершая: разлука оказалась для женщины сродни смерти — продолжающаяся жизнь проходит в печальном молчании, «уста её давно немые», «в глазах огонь угаснувших очей». Если в данном стихотворении речь идет прежде всего о чувствах и переживаниях самого лирического героя, то в произведении 1837 года «Молитва» герой Лермонтова молится прежде всего о счастье дорогой ему женщины, хотя и сам нуждается в заступничестве:

Не за свою молю душу пустынную,
За душу страннике в свете безродного;
Но вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Герой просит для «девы» лишь «сопутников, полных внимания», простого душевного спокойствия и надежды на лучшее, светлой молодости, «покойной старости».

В аллегорическом «Утесе» (1841) тема шире, чем просто любовная. Последние слова стихотворения — «в пустыне», то есть месте, где никого нет, таком образом Лермонтовым вводится тема одиночества, дополняющая любовную тему. Состояние утеса соотносимо с основными чертами лирического героя Лермонтова: мучительное переживание одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мёртвая скука, жгучая и бессменная печаль и тоска.

Стихотворение 1841 года «Выхожу один я на дорогу…» можно считать заключительным произведением, в котором мотивы одиночества доведены до вселенских масштабов. Природа кажется здесь почти космически масштабной, «голубое сияние» придаёт земному пейзажу вселенскую широту: это не просто конкретный пейзаж, не описание звёздной пустынной ночи в горах, а мир, Вселенная, открывшаяся взору лирического героя во всём своём великолепии. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» природа олицетворяет для лирического персонажа то, к чему он стремится, но чего не находит в жизни людей: свободу, вечную красоту, гармонию. И с равнодушием её он примириться не может — он жаждет слияния с ней. Неудовлетворенность жизнью, неверие в возможность счастья заставляет героя Лермонтова искать покоя, но не мрачной мыслью о смерти, а просветленным желанием раствориться в природе проникнуто его стремление «забыться и заснуть». Тогда окажется достижимой мечта лирического героя о свободе, неувядающей любви и вечной жизни:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

В этих строках звучит смертельная тоска, трагической усталостью веет от всего стихотворения.

Одно из последних произведений М. Ю. Лермонтова, в котором поэт подводит итоги своей творческой деятельности, — «Пророк» (1841). Влияние пушкинского «Пророка» несомненно, однако стихотворение Лермонтова не похоже на него ни по содержанию, ни по стилю. Лермонтовский герой тщетно пытался «глаголом жечь сердца людей», люди с ним не разговаривают, гонят его прочь, его слушают только звёзды в пустыне, где ему покорна «тварь… земная». Пророка «презирают» люди, считающие его «глупцом», Бог с ним не говорит. Теперь он не горд, «чрез шумный град» пробирается «торопливо». Теперь поэт— «осмеянный пророк» («Поэт»), одиночество— его удел.

Однако герой Лермонтова остаётся пророком и тогда, когда ему не верят, ибо сам он верен себе и «завету предвечного». Поэтому и достоинство пророка, подвергаемого поруганию «толпой», для автора несомненно.

Проследив развитие образа лирического героя Лермонтова, можно заметить, что если в начале поэтического пути лирический герой — юноша-максималист, которому присущи утрирование происходящего, гиперболизация переживаний, то в творчестве зрелого периода лирический герой становится ближе к людям, к естественным человеческим проявлениям, усиление масштабов отрицания до вселенских размеров не удаляют лирического героя от земных реалий. В зрелой лирике Лермонтова возникают мотивы умиротворенности, приятия жизни, которые, однако, чередуются с мотивами бунтарства, непримиримости, трагической разобщённости двух миров, пришедшими из лирики раннего периода.