Во всех стихотворных произведениях образ лирического героя является главным. Это герой, с позиции которого поэт оценивает происходящие события. Нередко лирический герой очень близок самому автору, сливается с ним, однако, между ними всегда можно провести грань. Лирическое стихотворение — это внутренний монолог героя, а автор оказывается лишь единственным свидетелем его.
Говоря о лирическом героя в поэзии М. Ю. Лермонтова, нельзя не отметить основной мотив стихотворения — мотив одиночества и трагичности судьбы героя. Лермонтовский герой не знает счастливой любви. Предмет своих мечтаний он отодвигает на недостижимую высоту, обожествляя его. Любовь героя высока, но она всегда несчастна и неразделена:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты…
(«К Н.И.»)
В любви лермонтовского героя всё время возникают какие-то препятствия. То влюблённых разделяют расстояния, то она отдана другому, то любимая женщина просто отвергает «певца». В стихотворении «К Л.» поэт пишет:
Принадлежишь другому ты,
Забыт певец тобой;
С тех пор влекут меня мечты
Прочь от земли родной.
Такое впечатление, что герой не только никогда не испытывает счастья взаимной любви, но даже в мыслях не может представить себе это, и, кажется, если бы разом вдруг снести все эти препятствия, герой бы попросту испугался этого чувства, растерялся и, в конце концов, потерял бы свою любовь. Именно эта невозможность представить себе счастливый финал отличает лирического героя Лермонтова от, например, пушкинского.
Но трагедия его не только в неразделённой любви, трагичен весь мир поэта. Окружающее чуждо ему, он всё время один и не понят никем:
И скучно и грустно,
И некому руку подать…
(«И скучно и грустно»)
Глубокая безнадёжность звучит в этих строках. Нет ни одного человека, кто был бы близок к герою, отсюда и так называемые «антипослания», например, «в никуда».
Традиционный мотив дружественности, свойственный русским поэтам, у Лермонтова полностью переосмыслен. В обществе близких друзей, герой предельно открыт, искренен, с ними он чувствует себя легко и просто, там он такой, какой он есть. Лермонтовский герой внешне принимает друзей, он легко вращается в их кругу, на первый взгляд он с ними, но на самом деле душа его постоянно закрыта от всех:
Я рождён с душою пылкой,
Я люблю с друзьями быть,
А подчас и за бутылкой
Быстро время проводить…
Но нередко средь веселья
Дух мой страждет и грустит,
В шуме буйного похмелья
Дума на сердце лежит.
(«К друзьям»)
Это внешнее благополучие и внутреннее неспокойствие — основные в образе лермонтовского лирического героя. Одиночество его в этом мире пронзает всё творчество поэта:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
(«Парус»)
«В уме своём я создал мир иной», — пишет поэт, и создание этого мира ставит непреодолимую преграду между героем и окружающими.
И наконец, трагичность судьбы героя проявляется в том, чем кончается обычно его жизнь. Это либо смерть, либо одиночество.
Состояние лермонтовского героя часто подчёркивает и природа. Небо, море, необитаемый островок — вот обычное окружение молодого человека, подчёркивающее его полную отчуждённость.
Поэт в стихотворениях Лермонтова, подобно пушкинскому герою, является пророком. Причём лермонтовский пророк словно продолжает путь, начатый героем Пушкина. У Лермонтова, достигнув вершины духовной силы человека, обретя внутреннюю свободу, а вместе с ней и пророческую суть, Поэт стремится к духовному самосовершенствованию. Пушкинский пророк горд, свободен и независим, ему не надо было понимания его сути «низкой чернью», а герой Лермонтова считает это самым главным:
Я не страшился бы суда,
Когда б уверен был веками,
Что вдохновенного труда
Мир не обидит клеветами;
Что станут верить и внимать
Повествованью горькой муки
И не осмелятся равнять
С земным небес живые звуки.
(«Слава»)
Для лермонтовского пророка необходимо запечатление истин, изрекаемых им, в веках всеми, а этого можно достичь лишь через духовное совершенство героя:
К чему ищу так славы я?
Известно, в славе нет блаженства,
Но хочет всё душа моя
Во всём дойти до совершенства.
(«Слава»)
Нередко лирический герой Лермонтова — это демон, символ всех сил зла, но в то же время это и не первоисточник зла, а его порождение. Это порождение окружающего мира, всех зол его. Он противопоставлен силам добра, всему прекрасному. На миг озаряя красотой и совершенством» он исчезает, оставляя в душе неясную тревогу и печаль:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
(«Мой Демон»)
В стихотворениях Лермонтова зло — это символ окружающего мира, враждебного всему живому, чистому и честному.
Таким образом, лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова предстает перед нами одиноким человеком, страдающим от своего одиночества и невозможности быть понятым людьми. Это трагическое ощущение лишает его любви и искренних дружеских связей, даже мир и природа враждебны герою. Такое самоосмысление было свойственно мироощущению романтиков, традициям которых следовал М. Ю. Лермонтов на протяжении всего творчества.