Вы находитесь: Главная страница> Пастернак Борис> Лирический герой...

Сочинение на тему «Лирический герой…»

Лирический герой. В поэзии раннего Пастернака особое место
занимает лирический герой. Особенность его в том, что он передает
видение мира через свое растворение в объекте изображения. Такая
растворенность создается не только с помощью метафор, но и с помощью
звуковой организации стиха.
Марина Цветаева, чье творчество поэт высоко ценил, писала о его
поэзии: «До Пастернака природа давалась через человека. У Пастернака
природа без человека, человек присутствует в ней лишь
постольку, поскольку она выражена его, человека, словами.
Природа словно превратила его в дерево».
Пастернак о своем творчестве до 1940 г. В «Автобиографическом
очерке» Б. Пастернак дал оценку своим стихам, написанным
в 1910-1930-е гг.: «Я не люблю своего стиля до 1940 г… В те годы
наших первых дерзаний только два человека, Асеев и Цветаева, владели
зрелым, совершенно сложившимся слогом… Слух у меня тогда
был испорчен выкрутасами и ломкою всего привычного, царившего
кругом. Все нормально сказанное отскакивало от меня. Я забывал,
что слова сами по себе могут что-то заключать и значить, помимо
побрякушек, которыми они увешаны… Я во всем искал не сущности,
а посторонней остроты».
Если сравнить поздние стихи, написанные после 1940 г., со стихами
первых сборников, то видно, какой сложный путь прошел поэт от
«выкрутасов» (сложной метафоры) к той величавой простоте в его
поздних стихах и прозе.
Поздняя лирика. В творческом сознании поэта в позднем творчестве
природа все более и более сознается как противоположность суете
мира (раньше было отождествление мира природы и мира человека).
Она поэтически преобразуется в храм, который всегда был противоположен
мирской суете: «Природа, мир, тайник вселенной» — эта тема
варьируется в трех редакциях стихотворения «Когдаразгуляется»:
О живая загадка вселенной,
Я великую службу твою,
Потрясенный и с дрожью священной
Сам не свой, весь в слезах отстою.
Или
О природа, о мир, о созданье
Я великую службу твою
Сам не свой, затаивши дыханье,
Обратившись весь в слух, отстою.
1956
Стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1956)
включает весь спектр жизненных реалий и открывает глубину раздумий
поэта над жизнью. Стихи 1956 г. — это стихи поэта, написавшего
свою главную книгу, роман «Доктор Живаго», заключительной главой
которого были стихи Юрия Живаго, сочиненные Пастернаком,
открывшим в них закон соединения в человеке человеческого и Божественного.
Название первых сборников: «Начальная пора», «Поверх барьеров»,
«Сестрамоя-жизнь».
1923г. -«Темы и вариации».
1934г. -«Второерождение».
1943г. -«Наранних поездах».
В тяжелые 30-40-е гг. наступает вынужденный перерыв, но поэт
не сдается, он не может жить вне литературного пространства: много
переводит (Шекспир в переводе Пастернака, особенно трагедия «Гамлет
», звучит поэтически-трагично). Он переводит Верлена и других
европейских поэтов, его привлекает поэзия Грузии. Вершиной стал
поэтический перевод трагедии Гете «Фауст».
Весной 1955 г. в обновившейся духовной атмосфере, правда, очень
недолговременной, Госполитиздат предложил Пастернаку выпустить
сборник стихотворений. Но в это время Пастернак работал над романом
«Доктор Живаго», и выход сборника затянулся.