Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Личное и историческое в поэзии А.С.Пушкина

Сочинение на тему «Личное и историческое в поэзии А.С.Пушкина»

Лирика — это род литературы, в котором художник описывает
личные переживания, вызванные, как правило, чувствами к другим
людям, к природе. Историческая тема, напротив, больше характерна
для прозы. Однако гений не может ограничиться в своем стихотворном
творчестве сугубо личными переживаниями. Это мы видим
на примере Пушкина. Уже с лицейских лет он ощущает себя не просто
человеком с определенной внешностью, характером, способностями,
но гражданином страны, имеющей многовековую историю и играющей
решающую роль в современных событиях мирового масштаба.
Можно утверждать, что не только крупные произведения Пушкина
на исторические темы, такие, как, например, «Борис Годунов», «Полтава
», «Капитанская дочка», но и его стихи несут в себе историческое
содержание.
«Старик Державин» благословил юного Пушкина на поэтическое
поприще, услышав на лицейском празднике в 1814 году
«Воспоминания в Царском Селе». «Школьник» в свои пятнадцать
лет создает стихотворение, по форме вобравшее в себя достижения
державинской поэзии, а по содержанию охватывающее победы русской
армии прошедшего и наступившего веков. Победа России в войне
с Наполеоном вызвала небывалый подъем в русском обществе
и, в частности, определила духовное развитие лицеистов, свято веривших
в идеалы братства, свободы, справедливости.
Вольнолюбивая лирика Пушкина в послелицейский период продолжает
прославлять юношеские идеалы. В это время поэт приобщается
к кругу свободомыслящих прогрессивных дворян, не желающих
смириться с крепостным угнетением победившего народа,
с деспотизмом царя, выступающих за конституционный порядок.
В оде «Вольность» поэт декларирует свою задачу как поэта:
Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок.
Автор оды призывает царей, не дожидаясь народного гнева, самим
подарить поданным «вольность», признать высшим законом
конституцию, а не монаршее правление. Поэт напоминает, как
трагически кончили свои дни тираны прошлого: Калигула, Людовик
XVI, Павел I.
Историчен поэт и в жанре дружеского послания. В стихотворении
«К Чаадаеву» лирический герой отказывается от радостей личной
жизни, от «тихой славы», считая их «юными забавами». Единственной
настоящей целью в жизни он называет борьбу с «самовластьем»,
только на этом пути человека ждет подлинная слава:
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Мне кажется, здесь необходимо пояснить, что Пушкин не был
сторонником кровавой революции. Много лет спустя, уже перед
смертью, он назовет в «Капитанской дочке» русский бунт «бессмысленным
и беспощадным». Поэт верил, что просвещенный государь
сам откажется от неограниченной власти. Идеальным в этом отношении
царем Пушкин считал Петра I: и в поэме «Полтава», и в стихотворении
«Пир Петра Первого», и в незаконченном романе «Арап
Петра Великого» — всюду автор подчеркивает милосердие царя,
который умеет прощать врагов:
Нет! Он с подданными мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну…
Нельзя сказать, что в произведениях о Петре I Пушкин выступает
только как историк, что в них отсутствует личное начало. Поэт
воспринимает Петра в какой-то степени как родного, о чем он говорит
в стихотворении «Моя родословная»:
И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь Чесменских пучин
Громада кораблей вспылала…
Известно, что африканский предок русского поэта был неофициально
усыновлен Петром I, всю жизнь Ганнибал оставался «царю наперсник,
а не раб».
В своеобразном поэтическом завещании «Памятник» Пушкин
оглядывается на пройденный творческий путь, в котором личные
мотивы, руководившие поэтом при создании стихов, неразрывно
связаны с историческими процессами. Знаменитое сравнение высоты
пушкинского творчества с «Александрийским столпом» в первой
строфе имеет не только поэтический смысл, но и исторический.
Александровская колонна на дворцовой площади поражала современников
Пушкина своим величием и символизировала непоколебимость
царской власти. Поэт открыто заявляет о непокорности своего
творчества монаршему произволу. Истинную славу он видит во
всенародном признании, а не в одобрении со стороны сильных мира
сего. Борьба за свободу, милостивое отношение к виновным — вот
главные исторические и нравственные критерии, по которым Пушкин
оценивает свое творчество:
И долго буду тем любезен ч народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.