Любовь одна — веселье жизни хладной,
Любовь одна — мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
А. С. Пушкин
Искрометную, яркую, блистательную поэзию А. С. Пушкина нельзя представить без любовной лирики. Любовь у поэта многолика: это безмятежное чувство, обманчивая мечта или прекрасная сказка, которая приносит лишь страдания. Поэт молод, он стремится познать жизнь, и любовь уже успела «обжечь» его сердце.
Один, один брожу уныл и мрачен.
В вечерний час над озером седым
В тоске, слезах нередко я стенаю;
Но ропот волн стенаниям моим
И шум дубров в ответ лишь я внимаю.
Традиционно поэт воспринимает любовь как страдание; за миг блаженства приходится платить годами мучений. Еще нет душевной черствости, нет опыта, поэтому кровоточит душа.
Летите, призраки… Амур, уж я не твой,
Отдай мне радости, отдай мне мой покой…
Брось одного меня в бесчувственной природе
Иль дай еще летать надежды на крылах,
Позволь еще заснуть и в тягостных цепях
Мечтать о сладостной свободе.
Большинство любовных стихотворений А. С. Пушкина написаны от первого лица. Кажется, что поэт обращается непосредственно к тебе, открывает свою душу, стараясь поделиться впечатлениями сердца, предостеречь от возможных ошибок или легкомысленных поступков.
Позволь душе моей открыться пред тобою
И в дружбе сладостной отраду почерпнуть.
Скучая жизнию, томимый суетою,
Я жажду близ тебя, друг нежный, отдохнуть.
Ранняя любовная лирика Пушкина — это поиск формы, открытие для себя незнакомого мира чувств, легкая грусть об ушедшем переживании. Но грусть именно легкая — все лучшее еще впереди. Поэт молод, полон надежд и желаний. Он горюет, но пока светло и кратковременно, понимая, что главные переживания впереди.
Я верю: я любим; для сердца нужно верить.
Нет, милая моя не может лицемерить;
Все непритворно в ней: желаний томный жар,
Стыдливость робкая, хранит бесценный дар,
Нарядов и речей приятная небрежность,
И ласковых имен младенческая нежность.
Но и в этот период Пушкин видит быстротечность жизни, красота увядает первой, не успев как следует расцвести. Эстету и художнику жаль скоротечности чувств.
Увы! зачем она блистает
Минутной, нежной красотой?
Она приметно увядает
Во цвете юности живой…
Уже в ранней лирике поэта проявились черты его таланта —умение блистательно рассказать о своих переживаниях и чувствах, нарисовать яркий портрет возлюбленной, несколькими штрихами наметить свое состояние, с глубоким психологизмом остановиться на изображаемом. Поэт знает наперед — все в этой жизни быстротечно. Сердце не успевает охладеть, как новое чувство уже заставляет его снова трепетать, стремиться навстречу любви.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Любовная лирика Пушкина всегда адресна, можно узнать конкретные черты той или иной возлюбленной, а в целом — это гимн женщине, ее верности и красоте, порой ветреной, но всегда искренне любящей, откликающейся на сильное и чистое чувство поэта.
Стихи о любви, написанные более полутора веков тому назад, так же свежи и благоуханны, как и в час создания. Они заставляют трепетать сердца влюбленных, помогают познать и оценить это великое чувство, выделяющее человека из толпы, делающего его личностью, способной открыть навстречу людям свое сердце.
Без вас мне скучно,— я зеваю;
При вас мне грустно,— я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
…
Вы улыбнетесь — мне отрада;
Вы отвернетесь — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука…