Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> «Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой...» (вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина)

Сочинение на тему ««Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой…» (вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина)»

Свобода — величайшее из благ. О свободе размышляли, говорили и писали величайшие умы человечества. Свобода — ключевое понятие в творчестве Пушкина. К нему он обращался в разные периоды своей жизни, утверждая бесконечную ценность свободы для человека.
На раннее творчество поэта оказала влияние особая атмосфера Царскосельского лицея. Там внушали высокие принципы, проповедовали естественное право каждого человека на свободу, независимость суждений и поступков. Под влиянием этих идей в 1815 году Пушкин пишет стихотворение «Лицинию». Через историю поэт пытается понять общие законы развития человечества. И Пушкин пишет: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».
Очень важна в творчестве раннего Пушкина ода «Вольность» (1817). В этом произведении автор утверждает, что такие понятия, как Свобода и Закон, неотделимы друг от друга. В 1818 году Пушкин пишет стихотворение «К Н. Я. Плюсковой», в котором излагает свое политическое и творческое кредо: «Свободу лишь учася славить… я не рожден царей забавить… любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа».
В творчестве юного Пушкина определяющими являются гражданские мотивы. Он часто размышляет о России, ее исторической судьбе, о русском народе. В 1819 году под впечатлением от поездки в Михайлов- ское поэт пишет стихотворение «Деревня». Оно четко делится на две части. В первой Пушкин описывает красоту природы, ее гармоничность. Лицезрение этих спокойных, мирных картин умиротворяет его душу, служит источником вдохновения. Во второй части стихотворения проходит мысль о том, что человек разрушает гармоничность природы, нарушая ее закон: каждый человек рождается свободным. Перед нами возникают ужасные картины рабства:
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
И стихотворение заканчивается вопросом: «Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный…»
В 1823 году Пушкин переживает глубокий кризис, выражением которого явилось стихотворение «Свободы сеятель пустынный…». В отличие от декабристов Пушкин понял всю преждевременность своих призывов к свободе, которые не были и не могли быть услышаны забитым народом:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды…
И поэт обращается к иному пониманию свободы. Теперь главным предметом становится утверждение творческой и личной независимости от общества и государства, чтобы человек сам мог воплотиться и развиться. Пушкину нужна была не столько политическая свобода, сколько личная независимость. И с 1826 года прежних гимнов свободе в его творчестве мы не найдем.
Однако поэт не мог не откликнуться на те важные для России события, которые произошли 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов застало поэта в Михайловском, в ссылке, но он искренне переживал за своих друзей и поддерживал их. В 1827 году он пишет стихотворение «Арион». В нем Пушкин размышляет о своей судьбе, которая уберегла его от каторги и смерти, ибо он — поэт. Погибли все («и кормщик и пловец»), лишь он, «таинственный певец, на берег выброшен грозою» и «гимны прежние» поет.
Постепенно в лирике Пушкина тема свободы становится все более философской. Из стихов исчезает резкая социальная и политическая окраска. Стихотворение «Анчар» (1828) сознательно лишено поэтом всяческих конкретных примет места и времени, но в рабе, который «послушно в путь потек» и покорно умер «у ног непобедимого владыки», мы видим русский народ, его трагическую судьбу. Пушкин прекрасно осознавал ту истину, которую сформулировал Герцен: «Невозможно освободить человека извне, пока он не свободен изнутри». И понятие свободы у поэта с годами становится именно понятием внутренней, духовной свободы.
Особенно это ярко выражено в стихотворении «Из Пиндемонти» (1836). Оно утверждает независимость и самоценность нравственной жизни человека. Интеллектуальная и духовная проблематика стихотворения сосредоточена в размышлениях над темой политической, моральной, личной и духовной свободы. К этому времени поэт понял, что даже полная свобода слова бессмысленна в обществе, где отсутствует мораль, совесть и страх перед Богом. Всякая попытка государственного служения в ситуации господствующего морального зла оказывается смешной.
Представление о счастье у Пушкина теперь ассоциируется с возможностью «по прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам…». «Вот счастье! вот права…» — восклицает поэт. Так Пушкин пришел к концепции идеальной свободы.