Вы находитесь: Главная страница> Пастернак Борис> Любовь, жизнь, смерть в романе «Доктор Живаго»

Сочинение на тему «Любовь, жизнь, смерть в романе «Доктор Живаго»»

Главное бытие вершат два
главных героя: Юрий и Лариса. Катастрофизм бытия, полный распад
прежних жизненных связей как будто не трогают их, они внутри
событий, идей, исканий, и в то же время поверх событий, сотрясающих
все вокруг. Юрий и Лара любили друг друга, ах, как они любили!
«О, какая это была любовь, вольная, небывалая, ни на что не похожая!
Они думали, как другие напевают».
Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью
», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому,
что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами,
облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может
быть, больше, чем им самим. Незнакомым на улице, выстраивающимся
на прогулках дамам, комнатам, в которых они селились
и встречались.
Ах, вот это, это ведь и было главным, что их роднило и объединяло!
» В описании любви Юрия и Лары Пастернак использует высшие
критерии человеческой жизни — растворение в мировой жизни. Чем
была для Юрия Живаго Лара, он ведь был женат и любил свою жену
Тоню? — Она была для него самой жизнью. И главное, что соединяет
их обоих — свобода, ведущая к бессмертию. Лара ощущает это, даже
находясь у гроба Юрия Живаго: «Веяние свободы и беззаботности,
всегда исходившее от него, и сейчас охватило ее».
Роман завершается 25 стихотворениями Живаго. В стихах происходит
осмысление центральной проблемы романа- проблемы бессмертия.
«Смерти не будет», — умирает лишь форма, живет душа.
Она разрабатывается в общем единстве стихотворного цикла как тема
музыкальная… и здесь окончательно утверждается мысль, заложенная
в фамилии Живаго — живой, живущий, вечно живой, бессмертный.
Юрий Живаго строит цикл своих стихов с опорой на церковный
годичный круг, опорой служат события от Рождества к Воскресению
Христа — все в жизни человека происходит в сопряжении с жизнью
Христа. Символом жизни становится свеча, о которой говорится
словами Спасителя в обращении к апостолам: «Вы свет мира. Не
может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не
ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Тоже
да будет свет вам перед людьми, чтобы они видели ваши добрые
дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мф. 5. 14-16). Эту
свечу разглядел когда-то юный Живаго в комнате, где жила неизвестная
тогда ему Лара и где через много лет она будет прощаться с ним,
уже ушедшим из жизни, но бессмертным.
Мело, мело по всей земле.
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Но свеча когда-нибудь гаснет, и жизнь тоже когда-нибудь догорает,
а смерть преодолевается Воскресением. Этим завершается цикл
стихотворений:
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.
Этим четверостишием заканчивается роман, композиционно завершая
судьбу Живаго уже в Иной реальности. И уходит боль за умного,
тонкого, интеллигентного человека, сломленного физически и морально
советским режимом.