Немало женских образов мы встречаем на страницах произведений А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине, в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у Пушкина — это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов, созданных Пушкиным, занимают и Татьяна Ларина с Машей Мироновой. Между двумя этими женщинами немало сходства, а самая большая разница лишь в том, что одна из них — героиня поэтического произведения, а другая — прозаического. Автор с равной теплотой относится и к той, и к другой. Образ Маши не менее поэтичен, чем образ Татьяны.
Обе девушки носят традиционно русские народные имена. Особенно всеми литературными исследователями подчеркивается, что Пушкин поступил смело, назвав героиню «Евгения Онегина» Татьяной, то есть простонародным именем. В любом случае, и имя Татьяна, и имя Маша подчеркивают простоту, естественность обеих героинь. Нет ни в той, ни в другой каких-то оригинальных, ярких, выдающихся черт. К ним обеим как нельзя лучше подходит определение «милая девушка». И в то же время оба образа поэтичны, возвышенны и привлекательны.
Маша Миронова воспитывалась в семье с патриархальным укладом, придерживавшейся старинных дворянских традиций. В силу этого она послушна, спокойна, скромна. Она никогда не переступит рамки приличия, не поступится своим нравственным долгом и не пойдет против совести. К счастью, судьба и не ставила ее в такое положение, когда требуется забыть все свои принципы.
Иное дело — Татьяна. Она так же скромна, так же тиха, так же мила, как Маша. Она умна и одарена природой с огромной щедростью:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и неясным.
Судьба Татьяны складывается таким образом, что ей приходится поступиться общепринятой моралью. Она признается в любви Онегину, а подобный поступок смел и даже дерзок для юной девушки того времени. Но автор не осуждает ее, а, напротив, любуется ее смелостью, волей и решительностью.
Обеих своих героинь, Машу и Татьяну, Пушкин подвергает испытанию любовью. Обе они выносят это испытание с честью. Татьяна Ларина не теряет своей гордости. Отвергнутая Онегиным, она стойко переносит удар. И столь же достойно отвергает его любовь, когда чувство долга и ответственности за свое слово заставляют ее это сделать.
Судьба Маши Мироновой более благосклонна. Но, чтобы достичь своего благополучия, Маше пришлось перенести немало тяжелых ударов: любимый ранен на дуэли, затем родители жениха не дают своего благословения на их законный брак, умирают ее собственные родители. В размеренную жизнь Маши врывается пугачевский бунт. По иронии судьбы это событие, вместо того, чтобы навеки разлучить двух влюбленных, соединило их.
Нигде так не проявился характер Маши Мироновой, как на последних страницах книги, где она без всяких сомнений едет в Царское Село, чтобы просить императрицу помиловать Гринева. Этот поступок смел уже потому, что молодая девушка, не знающая жизни, едет в неизвестность одна; и вдвойне смел потому, что она хочет вступиться за опального дворянина, что очень рискованно для нее самой. Она вступает в борьбу не только за свою любовь, но и за справедливость.
Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, душевно обогатили ее и сделали сильнее. Ее не сломила смерть родителей, домогательства Швабри-на, арест Гринева. А ведь вначале она казалась такой слабой и беспомощной, боялась выстрелов, падала в обморок. Но когда судьба поставила ее на распутье одну, она нашла в себе силы бороться за свое счастье. Она стала взрослее в этих испытаниях.
Так же и Татьяна. В начале рассказа мы видим юную девушку, исполненную романтических мечтаний. И какая разительная перемена происходит в ней вследствие перенесенных испытаний! В конце романа Татьяна — зрелая женщина, владеющая собой и своими эмоциями, поражающая своей волей и достоинством.
Пушкин заставляет и Татьяну, и Машу страдать имеино потому, что относится к ним трепетно и нежно. Он знает, что они вытерпят эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души.
Обе героини обладают сильно развитым чувством долга и душевным благородством. Их душевные качества прекрасны: нравственная безупречность, верность слову, решительность, искренность. Обе они способны любить искренне, горячо и беззаветно. Но одной из них достается заслуженное счастье, другой — нет. Это не значит, что Пушкин меньше любит Татьяну. У самого прекрасного и благородного человека на земле судьба может не сложиться. Главное, чтобы, несмотря на страдания и беды, человек сохранял свои лучшие нравственные качества. Именно такова Татьяна. Недаром сам поэт считал образ Татьяны идеалом.
Пушкин, создавая образы двух своих любимых героинь, вложил в них свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова, и Татьяна Ларина по праву украшают галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.