Маяковский — великий поэт, который в своем творчестве хотел рассказать о послереволюционной жизни страны, народа. Поэт принял идеалы социализ¬ма и призывал: «На всей планете, товарищи люди, объявите: войны не будет!» Он выступает как великий патриот и интернационалист, гражданин, строитель и защитник Отечества. Маяковский слил свою судьбу с судьбой народа. Он сделал смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митин¬гов, демонстраций, диспутов. Его поэзия вышла на площадь, обратилась к колоннам демонстрантов: «Ули¬цы — ваши кисти. Площадь — ваша палитра». Его слово было полководцем человеческой силы, а голос являлся голосом эпохи. Лирика Маяковского — это ли¬рика личности, отвергнувшей «отчуждение» и погру¬зившейся в большой мир общественных, всенародных и всечеловеческих интересов и связей, забот и радос¬тей. В литературе такой масштабности и напряженно¬сти до него не было. События первой мировой войны Маяковский воспринимал как трагедию всего челове¬чества. И она порождает не только слова боли, горечи, но и «крик гнева». А этот крик «не втиснешь в тихие томики». В дни февральской революции, которая, как показалось поэту вначале, открыла народу путь к сча¬стью, крик гнева сменился криком восторга: «Мы побе¬дили! Слава нам!»
Маяковский — автор целого ряда поэм. Они своеоб¬разные вехи, обозначающие узловые точки пересече¬ния его биографии с ходом истории. В них наиболее ярко, с подчеркнутой выразительностью запечатлены некоторые важнейшие черты новой личности, которая не может стоять в стороне от общественных и социаль¬ных проблем. Герой поэзии Маяковского, при ее сосре¬доточенности на судьбе народа, судьбе миллионов, — это и сам поэт. «Это было с бойцами, или страной, или в сердце было в моем» — таково «я» Маяковского в по¬эме «Хорошо». Это «я» советского человека в наивыс¬шем проявлении его убеждений и чувств. В то же вре¬мя поэт не обезличивался, не растворялся в толпе. Ге¬рой Маяковского — гражданин нового мира, патриот. Показывая общество, страну в целом, веря в ее светлое будущее, поэт не мог обойти стороной людей, которые приближали это светлое будущее. Здесь нужно вспом¬нить об образе Ленина в творчестве Маяковского. В поэмах «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин» слышится мечта о новом человеке, новой личности, способной вместить в себя весь мир с его радостями и горестями. В личности и деятельности Ленина поэт искал ответ на вопросы, неотступно встававшие перед ним с самого начала творческого пути: о человеке, его сущности и назначении, месте в мире: «Что он сделал, кто он и откуда — этот самый человечный человек?»
В духовный мир поэта теперь входят судьбы народов, ему становятся еще понятнее, ближе, дороже думы и ча¬яния людей «ленинской выправки» — лучших людей эпохи. Пережив окрыляющее чувство радости слияния с народом-океаном, лирический герой ощутил себя уча¬стником всемирного исторического процесса:
Если
блокада
нас не сморила,
если
не сожрала
война горяча —
это потому,
что примером,
мерилом
было
слово
и мысль Ильича.
Маяковский, как непосредственный участник всей общественной жизни, воспевал новых людей, строите¬лей нового общества. В стихотворении «Американцы удивляются» людьми, обладающими «строительным норовом», неукротимой энергией, уверенностью в сво¬их силах, выступают обыкновенные советские рабочие, застрельщики социалистического строительства. Мая¬ковскому особенно дороги люди, жизнь которых по¬вседневный, будничный и тем не менее подлинный по¬двиг. Таков Теодор Нетте. В стихотворении «Товарищу Нетте — пароходу и человеку» героическое раскрыва¬ется не как проявление исключительных духовных ка¬честв в исключительных обстоятельствах, а как своего рода норма поведения человека. Конкретный, единич¬ный факт — гибель Нетте при защите советской дип¬ломатической почты — подчеркивает закономерность и бессмертие подвига. Идея бессмертия подвига Нетте осмыслена как бессмертие народа, создающего в герои¬ческой борьбе новую жизнь. Поэт открыто выражает свое личное отношение к герою, свое восхищение им:
Мне бы жить и жить,
сквозь годы мчась.
Но в конце хочу —
других желаний нету —
встретить я хочу
мой смертный час
так,
как встретил смерть
товарищ Нетте.
«Жизнь прекрасна и удивительна!» — таков лейтмо¬тив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но лю¬бовно намечая в жизни страны ростки нового, прекрасно¬го, поэт не устает напоминать и о том, что «дрянь пока что мало поредела», что еще «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг». Поэт обращается к ору¬жию сатиры. Это требовало не только большого таланта, но и развитого чувства гражданственности, политического мышления. Подлинную сатиру рождает гнев. Сатира Ма¬яковского рождена гневом поэта — патриота своей роди¬ны, интернационалиста и гуманиста, отвергающего все, что унижает и оскорбляет человека. Кажется, нет такого явления, которое бы не попало под увеличительное стек¬ло поэзии. Перед нашим взором целая «лента типов тя¬нется»: обыватель, сплетник, ханжа, развратник, пьяни¬ца, лодырь, очковтиратель и так далее. Это всего лишь перечень мерзавцев, которые в те годы ходили по земле. Поэт не обошел вниманием ни одного сколько-нибудь за¬метного явления международной жизни.
Обобщая самые дорогие и заветные убеждения, до¬бытые в самоотверженном труде и жестокой борьбе, поэт подводит итог трудному героическому пути. Ни¬что не отделяет его от народа:
Рабочего
громады класса враг — он враг и мой,
отъявленный и давний.
Не каждый стих выдержит проверку эпохой. Он сделал свое дело и может умереть, «как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши». Но господствует в этих стихах мысль о бессмертии созданного в трудах и бою, вера в разум и благодарность потомков.
Великий поэт и драматург живет даже не в десяти¬летиях, а в веках. Похороны Маяковского, скорбь, овла¬девшая людьми, свидетельствовали о том, что он был сыном и певцом своего времени и своей эпохи. Все сде¬ланное в искусстве Маяковским — подвиг величайшего бескорыстия. И как бы ни была трагична личная судьба поэта, в истории литературы трудно указать другой пример такого удивительного соответствия между по¬требностями эпохи, ее характером и личностью творца, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и работал. И так же как бессмертен подвиг народа, страны, бессмертен и подвиг поэта.