Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> «Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По произведениям В. В. Маяковского

Сочинение на тему ««Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века). По произведениям В. В. Маяковского»

1. Тема мещанства в русской литературе.

2. Мещанство в лирике Маяковского.

3. Любовь и мещанство у Маяковского.

4. Мечта о настоящем подвиге и новой жизни.

Тема мещанства, быта, существования людей в повседневной, обыденной жизни интересовала многих русских писателей. Многих авторов, начиная от Пушкина и заканчивая современными писателями, интересовала та «тина мелочей», которая захлестывает человека, часто без его воли, и заставляет жить по ее законам. Мещанство убивает духовность человека, затягивает своей пошлостью и повседневностью, убивает в нем стремление развиваться и идти дальше в своем духовном развитии. Зачатую человек сам не осознает, что оказался заложником своего быта, подчинил свою жизнь и интересы простому мещанскому комфорту и не замечает, что оказался его рабом. Немногие могут осознать это самостоятельно, и уж тем более немногие могут что-то исправить в своей жизни. Только посмотрев на жизнь как бы со стороны человек в состоянии оценить то, что в ней происходит. Вот почему так много писателей, поэтов обращались в своем творчестве к теме мещанства. Они хотели показать человеку те удушающие условия, в которых он живет, хотели заставить человека по-другому относиться и к своей жизни и к своей душе.

Одним из таких поэтов без сомнения был и Владимир Владимирович Маяковский. Мещанское существование было для него абсолютно неприемлемым, он всячески пытался бороться с ним и создавал для этого интересные и необычные образы.

Маяковский ненавидел тихую, обывательскую жизнь. Она ассоциировалась у него с буржуазным обществом. Борясь за «светлое завтра», он активно включается в критику нового, советского обывателя. Он видит в этом, прежде всего, «пережитки» прошлого. Вместе с тем Маяковский очень точно уловил вневременную сущность обывателя и мещанина, показал характерные приметы этого типа, присущие именно двадцатым годам XX века. «Жизнь прекрасна и удивительна!» — писал Маяковский в поэме «Хорошо». Но он же не уставал напоминать о том, что еще «очень много мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг». Именно поэтому сатира должна носить воинствующий характер. Маяковский издевался над «обличителями», которые, отважившись на сатирический выпад, тут же спешили подсластить его: «Обличитель, меньше крему, очень темы хороши. О хорошенькую тему зуб не жалко искрошить». «Грозный смех» — так назвал Маяковский сборник своих сатирических произведений. Сатирические произведения двадцатых годов поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под перо поэта-сатирика: новый буржуй, хулиган, сплетник, ханжа, развратник, пьяница, очковтиратель, трус, советский вельможа… Но в основе всего этого лежит ненавистное поэту «мурло мещанина». Маяковский подчеркивает бессмертие этого типа людей, они умеют приспособиться к любой эпохе: «Наскоро оперенье сменив, и засели во все учреждения». Мещанин подобен клопу (не случайно так называется одна из сатирических поэм Маяковского), он легко перенимает внешние приметы нового: жену называет «товарищ Надя», заменяет икону на портрет Маркса в красной рамочке, но интересы у него такие же мелкие и ничтожные, что и во все времена. Разговаривает бюрократ-мещанин только о прибавке в жалованье и о модных «галифищах». Под стать такому супругу и жена, которая мечтает о платье «с эмблемами»: «Без серпа и молота не покажешься в свете!»

В своих сатирических произведениях Маяковский очень часто использует гиперболу, продолжая традиции сатириков XIX века, прежде всего Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» он как бы опредмечивает фразеологизм «разорваться пополам». Его бюрократы действительно разрываются пополам и заседают сразу на двух заседаниях. «Делу» это не вредит, потому что на этих заседаниях решаются вопросы о покупке новой склянки чернил, а не важные для народа проблемы.

Интересно, как у Маяковского тема мещанства представлена в его любовной лирике. В основе поэмы «Облако в штанах» лежит любовная трагедия, лирический герой охвачен пламенем любви. Это чувство вселенского масштаба. И в то же время любовь — это трагедия непонятости. Огромный, нескладный, «жилистая громадина», лирический герой стонет и корчится от боли любви. Он готов на все ради любимой: «Буду безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах». Но любимая предпочла спокойный мещанский уют. И протест против пошлой буржуазной любви выливает-ся у лирического героя во всеобщее отрицание. Трагические ноты иступленного отрицания всего, звучащие в голосе гордого, восставшего против мира зла, мещанства и пошлости и одинокого в у своей борьбе человека, усиливает мощь его протеста.

По мнению Маяковского, подняться над «тиной мелочей», вырваться из гнета мещанства можно только через каждодневные подвиги. Поэт открыто восхищается героями, бросившим вызов повседневности и занявшимися строительством новой жизни… романтическая мечта поэта о повседневном подвиге очень ярко выражена в стихотворении «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Строительство завода-гиганта и нового города происходит в страшных условиях — люди живут в мокрых землянках, голодают, но все они заражены мечтой о городе-саде:

Я знаю — город будет,

Я знаю — саду цвесть,

Когда такие люди

В стране советской есть!

Маяковского восхищает этот подлинный героизм. Он декламирует свою уверенность в неизбежности победы нового, победы героизма и духовной чистоты над пошлой обывательской жизнью и мещанством, которые всегда вели только к деградации моральному застою.