Действие романа «Евгений Онегин» развивается в 1819—1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Характер главного героя Пушкин взял из жизни, обобщив черты, типичные для целого поколения молодых людей. Это люди обеспеченные, воспитанные и образованные. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса, эти молодые люди — более умные, чуткие и благородные — испытывали неудовлетворенность и недовольство собой. Они резко выделялись, казались в обществе какими-то странными. Сами же продолжали вести пустую светскую жизнь, хорошо понимая ее бессодержательность и не испытывая ничего, кроме скуки и душевных страданий.
Главный герой романа — молодой помещик Евгений Онегин. Он показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных». Ему не нужно было работать, «труд упорный ему был тошен».
Воспитание, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернанткам. Но, получив самое поверхностное образование, Онегин дважды пытался пополнить и расширить его. Во всяком случае, встретившись с Ленским, который учился в лучшем университете Германии, Онегин мог спорить с ним, обсуждая серьезные политические, исторические и философские вопросы.
В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посещения театра, балы, ухаживания за женщинами. «Наука страсти нежной» была основным содержанием его жизни.
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.
Устав скучать в Петербурге, Онегин едет в деревню. И здесь жизнь его не отличается разнообразием событий: купание в реке, прогулки, чтение журналов. Никаких серьезных интересов, никакой работы. Только в первое время, приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но, занявшись этим от безделья, Онегин быстро охладел к своему увлеченью.
Онегин предстает перед читателем как человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы и страдания людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого.
Однако это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как назвал Онегина В. Г. Белинский, «страдающий эгоист». Он понимает, что основной источник его тоски — это отсутствие деятельности, труда. Но лучшие качества его души не получают развития. Онегина не удовлетворяет пустая, бессодержательная жизнь. Хандра овладела им, но у него не хватает ни силы, ни желания изменить свою жизнь, он продолжает так же пассивно и равнодушно относиться ко всем и ко всему.
Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского. Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии жить в тех местах, где все напоминает о его страшном преступлении, «где окровавленная тень ему являлась каждый день». Измученный угрызениями совести, Онегин мечется по свету. Он уже не может, как прежде, игнорировать чувства и переживания людей, с которыми сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить.
Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Евгения. Сила его чувств такова, что он тяжело заболевает. Как сильно сказались испытанные им душевные потрясения! И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскресить его душу для нового страдания, «более сообразного с человеческим достоинством».
Мое отношение к Онегину противоречиво и меняется по мере развития сюжета. Онегин-эгоист, скучающий, каким мы видим его в первых главах романа, симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает негодование. Как легко он может причинить зло людям! И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие?
Но по мере того как в душе Онегина происходит обновление, мое отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека по сути своей благородного. Личное несчастье, крушение всех его надежд — это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь. Быть может, это приведет его на правильный путь?
Для Пушкина критерий ценности человека заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства (непреодолимая страсть творить всегда была для Пушкина положительным признаком); в-третьих, в любви, красоте духа, его высоком стремлении. Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, три страсти, делающие человека существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Все они могли быть доступны Онегину, но все они подавлены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни.
Вина Онегина — невольная, трагическая. Это вина общества, которое так несправедливо устроено. Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он оторвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому. «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры… но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла», — писал об Онегине В. Г. Белинский.