В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” представлен еще один тип молодого человека 20-х гг. XIX в. — юный поэт-романтик Владимир Ленский. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, отвлеченный и чуждый действительности. Это было, по мнению В. Г. Белинского, совершенно новое явление.
Ленский молод, ему всего восемнадцать лет. Он талантливый поэт, лирик, убеждения его самые передовые: благородные мечты о свободе народа. Но, несмотря на свое довольно солидное по тому времени образование (он обучался в университете в Германии, в Геттингене), Ленский, как настоящий романтик, не только совсем не знает жизни, но и не стремится узнать ее. Изучение действительности ему заменяет безотчетная, но непоколебимая вера в романтические идеалы: высокую дружбу, вечную, идеальную любовь.
Когда он в жизни встречает противоречия своим идеалам, то приходит в уныние, в отчаяние и изливает свои чувства в элегических стихах или же, как человек необыкновенно горячий и решительный, сразу пускается на самые необдуманные действия. Так, под впечатлением своих предположений, далеких от действительности, “кипя враждой нетерпеливой” к своему вчерашнему другу, Ленский становится под пулю холодного и равнодушного Онегина.
Ленский, наивный, пылкий и безрассудный юноша, вызывает сочувствие. Ведь это благородный, душевно чистый человек, полный “вольнолюбивых надежд”, жажды труда, знаний. Ленский, к тому же, талантливый поэт. Но дальнейшая его жизнь, останься он в живых, мне неясна. Он мог в равной мере стать известным писателем или же мало помалу превратиться в обывателя, ленивого барина, разочарованного циника.
Довольно резкую характеристику Ленскому дает В. Г. Белинский. “Люди, подобные Ленскому, — пишет критик, — при всех их неоспоримых достоинствах, нехороши тем, что они или перерождаются в совершенных филистеров, или, если сохранят навсегда свой первоначальный тип, делаются этими устарелыми мистиками и мечтателями, которые так же неприятны, как и старые идеальные девы, и которые больше враги всякого прогресса, нежели люди просто, без претензий, пошлые. Словом, это теперь самые несносные, пустые и пошлые люди”.
Прочитав роман, невольно думаешь: “Ну почему люди благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны?” Они или гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, без надежды на счастье, как Онегин и Татьяна. Находить удовлетворение в борьбе ради высокой цели они не могут по своему воспитанию и положению, а устроить личную жизнь им мешают ошибки, которые они осознают слишком поздно, чтобы исправить.
Пушкин показывает нам, что в роковых ошибках виноваты не столько сами герои, сколько среда, сформировавшая их характеры. Ненормальность всего жизненного уклада, невозможность настоящего счастья в существующем обществе неизбежно приводят читателя к мысли о необходимости борьбы с крепостническим самодержавным строем. Эту борьбу вели декабристы, сам Пушкин, а позже — революционеры-демократы. Роман “Евгений Онегин” своей неиссякаемой поэтической энергией вселял в души веру и надежду, помогая новым поколениям определить свое место в жизни.