В любых героев литературных произведений, даже в отрицательных, авторы вкладывают что-то от себя, привносят в придуманные характеры свои реальные черты. Трудно не согласиться с этим утверждением. Достаточно вспомнить Печорина или Обломова. Я уверена, что, даже осуждая своих героев, авторы относились к ним с большой теплотой. А все потому, что в своих персонажах во многом видели самих себя. То же самое можно сказать о Пушкине и его Евгении Онегине.
В самом деле, ведь Пушкин вращался в том же обществе, что и Онегин; воспитывался в очень похожих условиях. Естественно, что и у автора, и у героя есть много сходных черт. Возможно, именно это обстоятельство в основном и определяет мое отношение к Евгению Онегину. Я искренне восхищаюсь этим человеком, я уважаю его характер, его ум. Но во многом герой отличается от своего автора. И эти черты характера мне неприятны в нем, как неприятны они, надо думать, и самому Пушкину.
Попробуем разобраться подробнее, что за человек Евгений и что в нем может вызывать симпатию, а что — антипатию. Источник его пороков, думается, следует искать в далеком детстве, когда душа человека настежь открыта для всего нового. Именно тогда в нас закладываются понятия о добре и зле, о чести и достоинстве. Именно тогда формируются нравственные идеалы. Как же проходило детство Онегина?
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитанъем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был как раз из тех, кто учился «чему-нибудь» и «как-нибудь». Его довольно-таки поверхностные знания давали ему счастливую возможность производить впечатление образованного и эрудированного человека. Виновен ли Онегин в том, как его воспитывали? Конечно, нет. А природная лень, видимо, помешала ему восполнить пробелы в своем образовании.
Выйдя из детского возраста, Онегин тут же попадает в светское общество. Здесь ему суждено было преуспеть с его природным обаянием, умом, умением нравиться. И он действительно пользовался огромным успехом. Он сводил с ума женщин. Может быть, именно то обстоятельство, что ему все так легко и без труда давалось, быстро отвратило Онегина от однообразных развлечений света. Ему стало скучно. Это, как мне кажется, показывает незаурядность его натуры. Разве стало бы ему скучно от успехов, от любви, от веселья, будь он обыкновенным пошляком, нетребовательным к жизни? Беда Онегина состоит в том, что «рано чувства в нем остыли».
Татьяна встречает Евгения как раз в тот момент, когда он во власти величайшей хандры. Он пытается развлечь себя чем-то. Хотя бы устройством имения. Но и это быстро надоедает. В деревне его подстерегает все та же верная его спутница:
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.
Даже любовь такой девушки, как Татьяна, не смогла пробудить Онегина от его спячки. И тут мне хотелось бы поспорить с теми, кто утверждает, что герой поступил жестоко, отвергнув ее любовь. Мое твердое убеждение состоит в том, что он поступил честно и благородно. А жестокость, прозвучавшая в его словах, была полностью оправданна, поскольку позволила избежать недоразумений и недосказанностей.
Евгений искренне убежден, что не способен составить счастье Татьяны. Он вполне логично объясняет это:
Напрасны ваши совершенства,
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой), Супружество вам будет мукой.
И только об одном он забывает: в любви нет и не может быть логики. И все, что он так четко и ясно изложил Татьяне, не могло, конечно, ни утешить ее, ни повлиять на ее чувства. Но нельзя обвинять Онегина: он поступил так, как считал нужным. Если и стоит винить его, то только в непроницательности. К сожалению, позже он и сам это поймет.
Я думаю, что единственный поступок, который можно поставить в вину самому Онегину, а не его воспитанию,— это дуэль с Ленским. Дуэль глупую и бессмысленную. Впрочем, Онегин виноват не столько в самой дуэли, сколько в том, что напрасно и жестоко посмеялся над Ленским. Несколько танцев с Ольгой, «пошлый мадригал», нашептанный ей на ухо,— этого достаточно Онегину для «мщенья» (непонятно, кому и за что), а Ленскому — для того, чтобы счесть себя оскорбленным.
Но в дальнейшем, начиная с момента вызова на дуэль, Онегин вновь ведет себя достойно, как и подобает дворянину. Он спокоен и готов принять смерть, равно как и победу. Не его вина, что он стреляет лучше Ленского. Он не остается равнодушным к смерти бывшего друга:
Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет.
Мне кажется, что то наказание, которому был подвергнут Евгений в конце романа, чрезмерно для него. Да, он принадлежит к «потерянному поколению». Но ведь он человек, хоть и «лишний»! Получается, что он расплачивается за своих предков, за современников, за свое неправильное воспитание, за общество, в котором жил, наконец, за собственные слабости. Его чувство к Татьяне пришло слишком поздно. Он мог спастись много лет назад, когда она предлагала ему свою любовь. Но он пренебрег этой возможностью и теперь слишком дорого расплачивается за это пренебрежение, за свою слепоту.
Мне почему-то очень ясно видится дальнейшая судьба Евгения. Еще недолгое время — лихорадочное напускное веселье в свете, которое будет ему еще более ненавистно, чем когда-либо. Потом — смерть от пули противника на каком-нибудь поединке. А может быть, этот поединок состоится гораздо быстрее: ведь муж Татьяны застал Онегина на коленях. Так это или не так, кто знает? Ясно одно: ему больше незачем и не для кого жить. Я сочувствую Онегину, но понимаю, что лучшего выхода, чем смерть в достаточно еще молодом возрасте, для него нет.